• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 30 сентября 2016
    Доклад ФАС: государство и госкомпании – главные враги конкуренции

    В Федеральной антимонопольной службе направили в правительство доклад о состоянии конкуренции. Главный его тезис – в России сложился государственно-монополистический капитализм. Игорь Артемьев подчеркивает: этот документ – не программа действий, а констатация тенденций последнего времени, в нем содержится много неприятного для правительства. В докладе, текст которого детально изучили в издании "Ведомости", говорится, что государство постоянно наращивает свое присутствие в российской экономике. Если в 2005 году вклад государства и госкомпании в ВВП составлял 35%, то в 2015 году этот показатель увеличился до 70%. В течение последних трех лет количество ГУПов и МУПов выросло втрое, причем, они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, тем самым представляя для нее серьезную угрозу. Также в докладе ФАС акцентируется внимание на вопросе приватизации. Как известно, в 2012 году был утвержден перечень подлежащих приватизации крупнейших компаний. Но теперь планы государства изменились, и процесс приватизации остановился. Тенденции последних лет, утверждают в ФАС, демонстрируют, что расширение доли государства в экономике усиливает монополистические тенденции в неподконтрольном государству экономическом пространстве. Сами частные предприниматели, согласно опросу РСПП, уверенны, что власть воспринимает их исключительно как кошелек, а не как младшего или равного партнера. Только 2% опрошенных ответили, что государство считает бизнес своим конкурентом. Таким образом, подытоживают в докладе ФАС, главные враги конкуренции – чиновники. Это подтверждает также доклад Аналитического центра при правительстве, в котором главными причинами сокращения числа конкурентов названы действия властей и изменения правовой базы. В качестве примера удара по конкуренции ФАС приводит ответные продуктовые санкции, которые привели к увеличению цен на продовольствие. Таким образом, предполагаемая польза от ускоренного импортозамещения оказалась фикцией. Мало того, оно может составлять реальную угрозу для экономики, утверждают сотрудники ФАС. В качестве примера отрицательного влияния импортозамещения на экономику страны в докладе приводится ограничение доступа импорта, дополнительные административные барьеры, запретные перечни продукции. Таким образом, в первую очередь ограничивается конкуренция при госзакупках, наблюдается увеличение стоимости закупаемого продукта без улучшения его качества. Антимонопольщики настаивают: политика импортозамещения должна внедряться только в нескольких сферах – оборонной, фармацевтической и продуктовой безопасности. А основной формой проектов импортозамещения необходимо выбрать модернизацию производства или создание предприятий с нуля. Читать первоисточник: Торг 94.ру (30.09.2016)