• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 13 октября 2016
    VI Всероссийская научно-практическая конференция «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: обзор практики, основные направления развития»

    DSC_69576 - 8 октября 2016 г. в Иркутске была успешно проведена VI Всероссийская научно-практическая конференция «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: обзор практики, основные направления развития». Организаторами мероприятия выступили министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, Центр профессионального образования БГУ и администрация города Иркутска при поддержке трех крупнейших электронных торговых площадок страны –Сбербанк АСТ, RTS-tender, OTC.RU. В течение трех дней на конференции, проходившей на Байкале, представителями министерства финансов России, министерства экономического развития России, ФАУ «РосКапСтрой» министерства строительства и ЖКХ России, управления ФАС по Иркутской области, органами власти и заказчиками обсуждались текущие практические вопросы применения Федеральных Законов в сфере закупок. Конференция проводится Центром профессионального образования с 2005 года. Традиционно целью мероприятия является оказание максимально возможной помощи и практической поддержки участников рынка закупочной деятельности по целому ряду проблемных вопросов, нуждающихся в дополнительном разъяснении. VI всероссийская научно-практическая конференция была посвящена рассмотрению вопросов практики применения норм Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обоснования государственных и муниципальных нужд в 2016-2017 годах, плотно рассматривались вопросы планирования, нормирования и обоснования закупок, адаптации ГУПов и МУПов к режиму закупок по контрактной системе, особенности формировании технического задания, и установления требований к участникам закупок. В заседаниях конференции приняли участие более 110 представителей государственных и муниципальных органов власти, казенных и бюджетных учреждений, участников закупок (поставщиков) по Федеральному закону № 44-ФЗ, а также специализированных, экспертных и научных организаций в сфере закупок. География конференции обширна и представлена регионами Центральной части России, Западной и Восточной Сибири и Дальнего востока, в числе которых постоянные участники конференции – Москва, Волгоградская область, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Республика Алтай, Республика Тыва, Забайкальский край. На открытии конференции с приветственными словами к участникам обратились : министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Авдеев Максим Евгеньевич; начальник отдела анализа и мониторинга Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Червова Анна Владимировна; главный специалист-эксперт отдела методологии бюджетных инвестиций Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Кондеев Александр Викторович; Директор Правового департамента федерального автономного учреждения «РосКапСтрой» Министерства строительства и ЖКХ России Шабанова Елена Владимировн; начальник отдела закупок департамента закупок; ценового, тарифного регулирования и трудовых отношений комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска Рыморенко Ярославна Юрьевна; директор ЦПО ФГБОУ ВО «БГУ» к.э.н., доц. Дорошенко Татьяна Геннадьевна; Актуальные вопросы контрактной системы осветили эксперты закупочной деятельности: советник директора Института госзакупок к.ю.н. Ермакова Анна Валентиновна (г. Москва); ректор Академии бизнеса и управления системами к.э.н. Какшайская Елена Александровна. DSC_9958 (1)Со своими докладами также выступили региональные представители : заместитель министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Димке Ирина Николаевна; заместитель руководителя УФАС по Иркутской области Кулиш Александр Владимирович; начальник отдела административной практики Службы государственного финансового контроля Иркутской области Филев Алексей Викторович. Полезной информацией о развитии электронной торговли поделились представители трех ведущих электронных площадок: генеральный директор OTC.RU Пангин Дмитрий Викторович; директор по продажам национального оператора электронных торгов ЗАО «Сбербанк-АСТ» Обаляева Юлия Игоревна; заместитель генерального директора ООО «РТС-тендер» по Сибири и Дальнему Востоку, Директор Сибирского Филиала Бубуненко Игорь Анатольевич. За три дня работы научно-практической конференции прошли два брифинга, один круглый стол «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: обзор практики, основные направления развития», а также презентации, доклады, обучающие семинары, дискуссии. В ходе работы научно-практической конференции от участников поступил ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере закупок, а также предложений по доработке проекта Федерального закона № 623906-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – законопроект № 623906-6). Предложения научно-практической конференции Участниками научно-практической конференции в ходе обсуждения практического опыта и анализа норм действующего законодательства о государственных, муниципальных и корпоративных закупках были сформулированы следующие инициативы и предложения: 1. Совершенствование законодательства о закупках с учетом особенностей работы заказчиков с малым объемом бюджета, небольшим количеством персонала, а также муниципальных заказчиков (в том числе сельских поселений) в том числе с учетом специфики, 2 предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе - предусмотреть особый (упрощенный) порядок закупки жилых помещений на территории небольших муниципальных образований либо жилых помещений с ограниченной начальной (максимальной) ценой контракта (например, до 500 000 рублей) либо возможность подачи заявок на участие в электронном аукционе в таких случаях от физических лиц в упрощенном порядке (без аккредитации на электронной площадке и без применения электронной подписи); - адаптировать механизмы закупок с четом специфики работы заказчиков с малым объемом бюджета, небольшим количеством персонала, учитывая необходимость развития сельских поселений; - при корректировке действующего законодательства, а также разработке новых нормативных актов учитывать особенности, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе касающиеся кадровых вопросов; 2. Осуществление доработки Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и подзаконных актов в части планирования с учетом следующего: 2.1. В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее - Постановление № 1456), установлено, что в 2016 году заключение получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, срок исполнения которых завершается в 2017 году, осуществляется на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели. После доведения федеральных заказчиков решений главного распорядителя средств федерального бюджета о возможности заключения в 2016 году государственных контрактов, срок исполнения которых завершается в 2017 году, у федеральных заказчиков возникнет проблема осуществления закупок на их основании. С 1 января 2016 года в соответствии с Законом №44-ФЗ вступил в силу новый порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок, обоснования закупок (статьи 16, 17 ,18 Закона № 44-ФЗ). Согласно Закону № 44-ФЗ каждая закупка должна быть запланирована. В соответствии со статьей 21 Закона № 44-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание), которых будет осуществляться в 2017 году будут возможны, только если данные закупки включены в план- график закупок (часть 1 статьи 21 Закона № 44-ФЗ), сформированный на 3 основании плана закупок, который в соответствии с частью 7 статьи 17 Закона № 44-ФЗ, должен быть сформирован заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утвержден, в течение десяти рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Доведение лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденных Приказом министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2015 г № 104н (далее – Порядок). Согласно п. 3.1 Порядка главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями (иными получателями) средств федерального бюджета и формируют расходные расписания. План-график закупок формируется заказчиком в соответствии с Правилами формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 553 (далее – Постановление № 553). Согласно подпункта а) пункта 2 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд утвержденных Постановлением № 553, государственные заказчики, действующие от имени Российской Федерации, утверждают планы-графики в течение 10 рабочих дней со дня доведения до них объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Иного порядка формирования планов-графиков закупок, чем тот, который определен Законом № 44-ФЗ в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено. Таким образом, осуществить закупки на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета (далее - Решения) в соответствии с пунктом 13 Постановления № 1456, не представляется возможным. Решения не являются объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, то есть на их 4 основании заказчики не вправе формировать планы-графики закупок и как следствие проводить процедуры осуществления закупок в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ, по результатам осуществления которых должны быть заключены государственные контракты. Планирование закупок и их осуществление без доведенных до заказчиков лимитов бюджетных обязательств, является нарушением требований части 3 статьи 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Указанное нарушение ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, DSC_9772регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей). То есть закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Данной позиции придерживается и Министерство экономического развития Российской Федерации (письмо от 6 июня 2016 года № Д28и-1472). Так как Решения не являются основанием для формирования плана- графика закупок, следовательно разместить в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении таких закупок без включения их в план-график, приведет к нарушению законодательства о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1.6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущее за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей. Кроме того в соответствии с пунктом а) части 6 Правил определения порядка размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1168, размещение в единой информационной системе планов закупок, планов-графиков закупок заказчиками федерального уровня осуществляется посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (в структурированном виде путем занесения его данных в электронную форму). Из вышеперечисленного следует, что предусмотренное в соответствии с Постановлением № 1456, право получателя средств федерального бюджета заключить в 2016 году государственные контракты, срок исполнения которых завершается в 2017 году, на основании Решения в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным 5 распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели, не может быть реализовано, так как в законодательстве не предусмотрен порядок его реализации. 2.2. Урегулировать вопрос заключения «опережающих» договоров в конце финансового года в условиях отсутствия доведенных лимитов для обеспечения деятельности организации-заказчика с января следующего года (услуги субъектов естественных монополий, коммунальные услуги и т.п.) 3. Совершенствование механизма осуществления электронных закупок: - введение лотов при проведении электронных аукционов; - автоматизация процедуры рассмотрения первых частей заявок в случае обязанности участника закупки предоставить в первой части заявки только согласие; - при доработке законопроекта № 623906-6 учесть следующее: при проведении электронного запроса предложений по результатам несостоявшегося электронная аукциона на закупку жилой недвижимости сделать исключение и оставить действующий в настоящее время порядок (то есть не электронный). 4. Разработка особенности закупки работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее – строительные работы): - на законодательном уровне закрепить необходимость при разработке проектно-сметной документации, закупаемой в рамках Закона № 44-ФЗ, со стороны проектной организации указывать наименования и характеристики строительных материалов, (товаров), применяемых при выполнении работ с учетом требований статьи 33 Закона № 44-ФЗ и соответствующую ответственность таких организаций; - при условии исполнения приведенного выше предложения рассмотреть возможность установления требования к содержанию первой части заявки при закупе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в виде только согласия, то есть без указания конкретных характеристик товаров, применяемых при выполнении таких работ; - прописать четкий порядок установления требований к участникам закупки при закупке строительных работ; - прописать прозрачный порядок формирования лотов при закупке строительных работ; - разработать методику формирования технического задания при закупке строительных работ, в том числе с указанием критериев для идентификации «излишней детализации требований к объекту закупки» 5. Дополнить изъятия в рамках Закона № 44-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ): - «осуществление закупки товаров для последующей перепродажи» 6 в связи с ограничением по срокам таких закупок и необходимостью быстро реагировать на изменения ситуации на рынке; 6. Дополнить исключения среди субъектов, обязанных применять Закона № 223-ФЗ небольшие организации с указанием ограничения по сумме выручки 7. Совершенствование механизма закупок в рамках Закона № 223-ФЗ: - с целью недопущения злоупотреблений со стороны заказчиков ограничить возможные способы закупок по видам; - с целью формирования перечня независимых операторов электронных площадок (далее – ЭП) предусмотреть формирование перечня обязательных критериев, при соответствии которым оператор ЭП получал бы право проведения электронных закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, не вводя при этом количественного ограничения таких операторов ЭП 8. Доработка порядка заключения и исполнения контракта: - предусмотреть особенности заключения контактов в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, в том числе в отношении договоров строительного подряда; - установить возможность изменения (продления) сроков исполнения контакта, в случае, если решение контрольного органа об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обжаловано и отменено по итогам судебного процесса. 9. Необходимость решения технических проблем, возникающих при работе с реестром недобросовестных поставщиков в единой информационной системе: - обеспечить работоспособность поиска физических лиц по ИНН и фамилии, имени, отчеству (при наличии) По результатам научно-практической конференции: 1. Подготовить. Итоговый документ с предложениями и рекомендациями по совершенствованию законодательства в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок. 2. Направить Резолюцию научно-практической конференции и Итоговый документ в Правительство Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития Российской Федерации В ходе конференции гости приняли участие в мастер классе по профессиональным коммуникациям «Переговоры без проигрыша», проведенным бизнес-тренером Яной Рафаэльевной Варшавской, посетили базу байкальского поисково-спасательного отряда МЧС, обсудили актуальные вопросы закупок за деловым ужином, а также получили возможность побывать в прекраснейших местах озера Байкал. Организаторы конференции благодарны участникам и докладчикам за продуктивную работу и высокий интерес к обсуждаемы вопросам. Ждем с нетерпением новых встреч на конференциях, семинарах, программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Центре профессионального образования БГУ.