• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 18 января 2017
    Отставка с процентом: Штрафы для малого бизнеса за нарушения при исполнении госконтрактов будут снижены

    Министерство финансов РФ планирует уменьшить штрафы для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций. Теперь, если исполнитель контракта нарушит условия договора или не выполнит госконтракт, он будет обязан заплатить только 3% от его цены, а не 10%, как было раньше.

    Авторы инициативы утверждают, что суды в большинстве случаев снижают неустойку, начисленную по законодательству о контрактной системе. По их мнению, нововведения повысят привлекательность участия в госзакупках для поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Опрошенные Т94 эксперты согласны с этим, напоминая, однако, что обязательства по контракту все-таки необходимо выполнять.

    "Минфин разработал проект постановления в рамках исполнения поручения Президента РФ. Согласно проекту, в законодательство о контрактной системе необходимо внести ряд изменений, касающихся участия в закупках малого бизнеса. В частности, установить соразмерные штрафы. В проекте постановления предусматривается снижение штрафов для малого бизнеса при неисполнении контрактов с ценой до 20 млн руб.", - пояснила Т94 Анастасия Муталенко, руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки". По ее словам, прогнозировать, к чему приведет уменьшение штрафов для исполнителей контрактов, пока рано. "Мы надеемся, что новая мера позволит вовлечь большее количество субъектов малого предпринимательства в госзаказ и создать условия для развития мелких производств", - отметила Муталенко.

    Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, согласился и добавил, что эту инициативу смело можно отнести к государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. По его мнению, государство исходит из позиции максимального вовлечения субъектов МСП в сферу закупок. Статистика показывает, что большинство таких организаций боятся участвовать в госзакупках. У них зачастую возникают сложности из-за незнания нормативно-правовых актов, боязни штрафов и наказаний, а также экономичности. Теперь же, по словам эксперта, нововведение повысит привлекательность участия в госзакупках для малого бизнеса. "Такое снижение штрафов можно применять и к другим поставщикам, не только из числа малых предпринимателей. Сфера закупок станет более привлекательной с точки зрения экономичности. А повышение количества участников может привести к снижению стоимости закупок и соответственно к экономии бюджетных средств", - заключает Баранов.

    Но если прозвучала инициатива об уменьшении штрафов за неисполнение контрактов, то возникает вопрос о справедливости и обоснованности нынешней системы штрафов. По словам Муталенко, она достаточно обоснована, однако Правительство РФ идет на встречу предпринимателям и создает еще более благоприятные условия  для ведения бизнеса с государственным заказчиком. При этом эксперт подчеркивает, что новая мера не должна стать мотивом к невыполнению обязательств по контракту со стороны подрядчика.

    А вот эксперты из Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), считают, что система штрафов за нарушение обязательств по исполнению госконтрактов пока еще не сбалансирована. "Постановление Правительства РФ №1063 устанавливает значительно более высокий размер штрафа для поставщика за ненадлежащее исполнение контракта по сравнению с аналогичным для заказчика. Так, для поставщика это 10 % от цены госконтракта, а для заказчика – до 2,5%, – комментируют специально для Т94 эксперты НАИЗ. – Статья 34 Закона о контрактной системе устанавливает только минимальный размер пени для поставщика за просрочку исполнения обязательств и позволяет его увеличивать без ограничений. В то же время, эта статья устанавливает для заказчика твердый размер пени за аналогичное нарушение – 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Этот размер не может быть увеличен".

    В НАИЗ напомнили, что инициатива сбалансировать систему ответственности за неисполнение обязательств и законодательно установить равновесные санкции для поставщика, заказчика и контролера была сформулирована в докладе Бориса Титова, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, еще в 2015 г. Доклад был направлен Президенту РФ.

    "Законопроект, разработанный Минфином, предусматривающий снижение размеров штрафов за нарушения по госконтракту для субъектов малого предпринимательства, а также по крупным контрактам с ценой от 500 млн руб. и выше, позитивная мера для участников закупок. Хотя указанный проект не уравнивает поставщиков и заказчиков в размере ответственности за нарушения, но в значительной степени снизит финансовую нагрузку на МСП при исполнении контрактов. Кроме этого, он повысит привлекательность госзакупок в целом", - соглашаются в НАИЗ.

    В документе отмечено: если цена контракта не будет превышать 3 млн руб., субъект малого бизнеса за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта заплатит 3% от его цены. По действующим правилам размер штрафа в таком случае составляет 10%.

    "Уменьшение штрафов для малого бизнеса станет призывом к действию и участию в закупках. 10-процентный штраф для микропредприятий и стартапов априори является барьером при планировании реализации своего товара и возможного участия в закупках у госучреждений, - рассказал Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Все дело в психологическом давлении, ведь в случае нарушений каких-либо условий контракта предприниматель будет обязан выплатить штраф, порой соизмеримый с полученной выручкой. Самое обидное для исполнителей контрактов то, что нарушение этих условий может произойти по независящим от них обстоятельствам. Например, изменения в экономической ситуации или введение эмбарго на компоненты конечного продукта".

    Эксперты сходятся во мнении, что нововведение повысит конкуренцию среди поставщиков. Хотя и сейчас по 44-ФЗ на каждую закупку в среднем приходится три  участника, увеличенное предложение конечного товара, работ или услуг позволит бюджету сэкономить гораздо большие средства за счет снижения начальной цены в ходе аукционов, нежели заработать на отчислениях от высоких штрафов.

    Читать первоисточник: Торг 94 (18.01.2017)