• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 23 января 2017
    Свое не хуже: Российский бизнес получил преференции при закупках госкомпаний

    С нового года российские поставщики получили ценовое преимущество в 15% при закупках госкомпаний и естественных монополий. Эксперты Т94 поддерживают приоритет товаров российского происхождения, но с оговоркой: подобное импортозамещение не должно быть в ущерб качеству и повышать затраты компаний.

     

    Постановление Правительства РФ о приоритете российских товаров, работ и услуг перед иностранными при закупках по 223-ФЗ вступило в силу с 1 января 2017 г. Инициатором и разработчиком документа выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, заинтересованное в установлении такого приоритета для закупок своих подведомственных предприятий. Сейчас действие постановления распространяется на закупки ФГУПов, МУПов, АО с госучастием и естественных монополий. Для них при проведении конкурса и иных процедур, в которых победитель определяется путем оценки и сопоставления заявок, предложения о поставке российской продукции оцениваются с понижающим 15% коэффициентом для критерия цены. Однако, договор заключается с ними по цене, предложенной в заявке. В случае с аукционами, в которых победитель выбирается путем изменения цены на шаг и победителем которых становится поставщик, предлагающий иностранную продукцию, договор с таким победителем заключается по цене на 15% ниже.

    "Это постановление – толчок к развитию высококонкурентных отечественных производителей и стимулированию госкомпаний к импортозамещению, - комментирует Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Госкомпании предъявляют очень жесткие требования к закупаемым товарам. Будущие поставщики для участия в закупках проходят длительные процедуры сертификации своих товаров, работ и услуг. Это относится как к иностранным производителям, так и к отечественным. При аналогичном качестве товаров пониженный ценовой коэффициент в 15% на отечественные становится для них привлекательнее и стимулирует к импортозамещению". По словам эксперта, важно, чтобы при исполнении этого постановления госкомпании закупали именно у производственного российского бизнеса, а не у дилеров, оформивших на территории России юридическое лицо и реализующих иностранные товары.

    По мнению большинства, новое постановление будет стимулировать производство российской промышленной продукции. "Как эта мера проявит себя, покажет практика. Однако, реализация положений постановления Правительства РФ должна оказать положительный эффект для российских поставщиков и производителей", – отмечает Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ. ­­– Предоставление приоритета товарам, работам, услугам российского происхождения определяется каждым конкретным заказчиком, работающим в рамках 223-ФЗ. Он вносит соответствующие изменения в свое положение о закупках. В целом, активное использование положений Постановления заказчиками будет способствовать росту объема закупок у российских компаний и стимулированию активности поставщиков и производителей отечественных промышленных товаров". Такого же мнения придерживается Анастасия Муталенко, руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки", добавляя, что правильность законодательной инициативы не отменяет рыночных механизмов и здоровой конкуренции на торгах.

    Правительство РФ по закону может устанавливать приоритет для отечественных товаров, однако оно долго не пользовалось этой привилегией. Подобные требования к закупкам госкомпаний могут быть признаны противоречащими нормам Всемирной торговой организации, рассказал Т94 Георгий Петров, советник президента Торгово-промышленной палаты РФ. Правила организации обязывают предоставить национальный режим компаниям из других членов ВТО. "Нормы организации запрещают преференции при закупке товара для перепродажи, а не для собственных нужд, а госкомпании закупают для производственных целей. Однако, в ВТО есть ряд обязательных и добровольных соглашений. Соглашение о госзакупках относится к числу добровольных, что позволяет Правительству РФ вводить соответствующие преференции для национальных поставщиков, не нарушая правил ВТО", - рассказал Петров. По его словам, если суммарно посчитать государственные закупки, закупки госкомпаний и все, что закупается государственными органами, вплоть до муниципального уровня, то получится сумма, существенно превышающая объем федерального бюджета. Это огромный рынок, на котором преференции для отечественных производителей дают им шанс победить в суровой конкурентной борьбе.

    Как сообщили в ОНФ, привести пример равных условий на торгах между отечественными и зарубежными поставщиками сложно. Зато часто встречаются ситуации с неравными условиями. Например, конкурс, где в техническом задании указана конкретная марка оборудования иностранного производства, хотя есть отечественный производитель, который участвует в конкурсе.

    "Понятно, что ни одна страна не может произвести все товары. У зарубежных компаний всегда есть шанс поставить продукцию, не имеющую аналогов в России. При этом иностранным компаниям никто не запрещал открывать представительства на территории РФ, создавать свое производство или инвестировать в наше. В таком случае продукция, которую они будут производить, сможет участвовать в госзакупках, в том числе в закупках госкомпаний", - говорит Петров.

    Что касается качества отечественной продукции, то в случае его несоответствия требованиям заявки, заказчик сможет смело выбрать аналог у зарубежного поставщика. То же касается и затрат компаний, если они вырастут при закупке у "своего" производителя. "Удельный вес госкомпаний в нашей экономике постоянно растет. Поэтому постановление можно считать форой для отечественных производителей. Главное, к чему они должны стремиться, – быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке", - отмечает Петров.

    А вот будет ли новая мера как-то поддерживать малый бизнес, эксперт не уверен. Петров напомнил, что основная специализация малых предприятий в России – сфера услуг, а не производства. Пока у малого бизнеса крайне мало промышленной и инновационной продукции. Госкомпании признаются, что им сложно выполнить 10% квоту закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства: малый бизнес не может предложить продукцию, а тем более необходимые госкомпании объемы. Выходом из ситуации может стать создание вокруг крупных госкомпаний "своих" малых производственных предприятий.

    Читать первоисточник: Торг 94 (20.01.2017)