• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 02 марта 2017
    Не лечить дороже: медорганиации могут получить право без торгов заключать госконтракты

    Государственным и муниципальным медицинским организациям могут разрешить проводить закупки у единственного поставщика на сумму не более 400 тыс. руб. При этом их годовой объем не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более 20 млн руб. Соответствующий проект с поправками к закону о контрактной системе внесен в Государственную Думу.

     

    "Сегодня согласно 44-ФЗ у заказчика есть возможность закупать лекарственные препараты, стоимость которых не превышает 200 тыс. руб. Этот ценовой уровень был закреплен в 2013 г. Стоит отметить, что за четыре года стоимость лекарственных препаратов значительно выросла. Эта мера действительно своевременна и необходима, - комментирует Т94 Анастасия Муталенко, руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки". – Кроме того, стоит помнить, что медицинские организации закупают жизненно важные препараты. Зачастую они не могут уложиться в установленные рамки, а закон не позволяет оперативно закупать некоторые лекарственные препараты. Скорость же принятия решения для пациентов может играть ключевую роль, ведь нельзя заранее спланировать заболевание. Поэтому законопроект облегчит жизнь не только медицинским организациям, но и встанет на страже здоровья людей".

    Проект с подобными поправками к 44-ФЗ уже вносили в Госдуму в январе, но он был отозван и снят с рассмотрения. Сейчас закупать у единственного поставщика на сумму не более 400 тыс. руб. могут только заказчики, включенные в отдельный перечень. В частности, к ним относятся театры и музеи, а до медицинских учреждений очередь пока не дошла.

    По мнению авторов проекта, предложенные изменения позволят медорганизациям повысить оперативность закупок, доступность и качество медицинской помощи. С ними соглашаются и эксперты Т94. Так, по словам Ольги Черновой, заместителя генерального директора по правовым вопросам государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки", закупка у единственного поставщика более оперативна и мобильна, тогда как все остальные процедуры требуют времени. "Преимущество в малых закупках имеют государственные или муниципальные образовательные организации, учреждения культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Теперь к ним могут присоединиться и медорганизации, так как у них есть категории закупок не превышающие установленный лимит", - говорит Ольга Чернова.

    На вопрос о том, что подобная инициатива в отношении фармацевтических компаний, вероятно, могла бы облегчить им жизнь, эксперт дала неоднозначный ответ. "Ограничения закупок в пределах 400 тыс. руб. – это капля в море, учитывая, что в год у фармкомпаний проходят процедуры объемом в несколько миллиардов. Малая закупка у единственного поставщика для них – это скорее приятный бонус, но очень скромный и не особенно влияющий на закупочную деятельность. Экстренные вещи за счет этого пункта можно было бы реализовывать. Например,очень быстро купить в пределах 400 тыс. руб. льготные лекарственные препараты", - поясняет Ольга Чернова. 

    Фармацевтические компании занимаются розничной торговлей, у них слишком солидные обороты, чтобы малые закупки сыграли какую-то роль в их деятельности. Для медицинских же организаций среднего уровня сумма в 400 тыс. руб. приемлема, с ее помощью можно закрывать потребности, не тратя время на проведение длинных закупочных процедур. "Зачастую на конкурентных торгах бывает неверно сформировано техзадание, начинаются жалобы поставщиков, закупку приходится отменять и переобъявлять. Все это влечет за собой существенное продление сроков закупки. С единственным поставщиком таких вещей не происходит, потому что жалобы от них не подаются", - говорит Ольга Чернова.

    По словам Алексея Репика, президента "Деловой России", и председателя совета директоров группы компаний "Р Фарм", при закупках медорганизаций важна скорость. И даже, несмотря на незначительную сумму контракта, врачи смогут оперативно принять решение и получить необходимый товар, чтобы обеспечить пациента необходимыми медицинскими средствами. "Упрощенные процедуры закупки под конкретных пациентов должны существовать. Но и малые закупки, которые будут проходить у единственного поставщика, должны осуществляться по правилам. Принятие поправок в закон о контрактной системе не должно превратиться в лазейку для закупок у аффилированных с заказчиком компаний", – подчеркивает Алексей Репик.

    Подобного мнения придерживается и Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний: "В медицинской сфере оперативность – один из приоритетных факторов, как при оказании медицинской помощи, так и в закупках медикаментов. В периоды эпидемий или чрезвычайных ситуаций, если резервы лекарственных или медицинских средств больницы использованы преждевременно, все процедуры закупки должны быть быстрыми. Но в случае введения данной поправки необходимо усилить контроль качества закупаемых товаров, работ, услуг. Медицина – отрасль, где некачественная закупка может лишить жизни человека".

    Эксперты сходятся во мнении, что даже при незначительном ценовом пределе "штучная" закупка у единственного поставщика может спасти жизнь. Говорить о процентах эффективности процедур в этой сфере несправедливо.

    Читать первоисточник: Торг 94 (02.03.2017)