• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 13 июня 2017
    Без исключений: В ФАС могут обратиться все

    Предприятия и товары стран Евразийского союза допускаются к закупкам российских госкорпораций на тех же условиях, что и отечественные товары. Кроме того, если у производителей стран ЕАЭС возникнут трудности, они могут обратиться за защитой своих прав в Федеральную антимонопольную службу РФ. 

     

    Любой участник закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ может обратиться в антимонопольный орган, если заказчик нарушил закон. Даже при обращениях, например, белорусских компаний, антимонопольная служба обязана рассмотреть их жалобы в таком же порядке, как и любые другие. Правда, по словам специалистов службы, таких обращений они пока не получали.

    "В закупках госкомпаний, в соответствии с действующим законодательством, может участвовать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках - прим. ред.)", - комментирует Т94 заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. Он напомнил, что 1 января 2017 г. в силу вступило Постановление Правительства РФ № 925, которое обязывает госкомпании при проведении закупок по 223-ФЗ предусматривать преференции для отечественных производителей товаров и российских лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги. Вместе с тем, в постановлении указано, что преференции предоставляются также производителям и лицам из стран-членов ЕАЭС.

     

    "Любой участник закупки может обратиться в антимонопольный орган за защитой своих прав в случае обнаружения в действиях заказчика нарушения закона. Все жалобы от участников закупки рассматриваются антимонопольным органом в установленном законом порядке, независимо от того, представителем какой страны является заявитель, - поясняет Рачик Петросян. - Что касается обращений от производителей из стран ЕАЭС на действия заказчиков при проведении закупок по 223-ФЗ, то таковых в центральный аппарат ФАС пока не поступало".

    Позицию антимонопольного органа в отношении производителей стран ЕАЭС подтвердил Алексей Ульянов, руководитель движения "За реформу ФАС", заметив, что служба действительно может защитить их права. "Обратиться в ФАС может любая компания, работающая в России. Если она считает, что есть признаки нарушения антимонопольного законодательства на российском рынке, то будь то казахстанская, белорусская или армянская компания, она может обратиться в ФАС. Служба принимает любые заявления как от физических, так и юридических лиц", - комментирует Алексей Ульянов. Причем для антимонопольного органа не важно зарубежная или российская компания подает жалобу. Она рассматривает заявление и анализирует его на наличие нарушений. Если таковое отсутствует, то ФАС не будет возбуждать дело. 

     

    "Если жалоба касается ограничения конкуренции, то она попадает под рассмотрение с точки зрения закона о конкуренции, а если госзакупок, то с позиции 44-ФЗ. Все это зона ответственности ФАС, и служба принимает заявления от всех: как от участников закупок, так и от стороннего наблюдателя. Например, заявление или жалоба может прийти от пенсионера, прочитавшего в газете историю о неправомерных закупках, от эксперта, который проанализировал сайт госзакупок, или от самого участник торгов", - говорит Алексей Ульянов. При этом, по словам эксперта, есть определенные ограничения, связанные с реализацией программы импортозамещения. По ней покупаются только отечественные товары, и есть четкие правила в отношении закупок машиностроительной продукции и гособоронзаказа. Также в программе прописан рынок лекарств, где действует правило "третий лишний" - если на торгах есть два отечественных производителя, то иностранный не допускается. Или, если есть два производителя: один российский, а второй из ЕАЭС, то правило "третий лишний" будет работать в пользу этих двух. 

     

    Что касается другой стороны медали, то есть дискриминации российских производителей, например, на белорусском рынке, то ее нет. Об этом недавно заявил первый зампредседателя Белорусской торгово-промышленной палаты Александр Нахаенко. По его словам, еще летом 2015 г. был случай, когда республику пытались обвинить в дискриминации на рынке российских производителей, но никто не смог привести конкретный пример. Тогда зампред сам напомнил об одном случае: в 2015-м тендер выиграл Минский тракторный завод, а не "Кировец", и белорусской стороне пытались предъявить претензии. Однако, российская техника оказалась дороже почти на 20% и действительно не выдержала конкуренции. Относительно госзакупок в Беларуси действуют равные права в отношении как российских, так и белорусских компаний. Но стоит учитывать, что далее судьба закупленной продукции может сложиться и по-другому. Как рассказал Т94 Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, в Белоруссии есть правило, предписывающее выкладывать белорусские лекарства в аптеках первыми, даже если есть более дешевые российские, например. Если аптека нарушает это правило, она может лишиться лицензии. В России такого правила нет. Есть и другие способы отвести от себя обвинения в дискриминации, соблюсти требования Союза и в то же время поддержать собственного производителя. Например, в феврале этого года парламент Армении принял изменения к Постановлению №168, которые отменяют 15% преференции на госторгах как для местных поставщиков, так и для поставщиков из стран ЕАЭС. Но местные производители могут получать, например, субсидии или другую поддержку от государства. 

    Тем не менее, любым поставщикам, вышедшим на российский рынок, можно быть твердо уверенными в том, что ФАС России при необходимости рассмотрит их жалобы  по вопросам проведения закупок. Таких обращений пока не было, но, возможно, из-за незнания производителей о службе по защите их прав.

    Читать первоисточник: Торг 94 (13.06.2017)