• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 11 июля 2017
    Подход не для всех: Поставщиков обяжут открывать счета в казначействе

    Эксперты: казначейское сопровождению всех госконтрактов не разумно.

    Министерство финансов РФ предложило отражать все операции поставщиков при казначейском сопровождении госзаказа. Эксперты прокомментировали Т94 необходимость перехода к обязательному казначейскому сопровождению всех госконтрактов. А также рассказали о том, как изменится работа поставщиков, если их обяжут открывать счета в казначействе.

    Минфин подготовил поправки к закону о госзакупках, которые обяжут поставщиков открывать счета в казначействе при исполнении госзакупки для которой предусмотрено такое сопровождение. На счетах казначейства должны отражаться все операции по исполнению госзакупки. Об этом говорится в поправках, опубликованных на портале раскрытия нормативно-правовых актов.

    Планируется дополнить закон о контрактной системе новой статьей 35.1, которая предусмотрит общие требования в части казначейского сопровождения контрактов. Там же будет прописана обязанность поставщика контракта, подлежащего казначейскому сопровождению, открывать лицевые счета в Федеральном казначействе.

    Кроме того, Минфин предлагает обязать заказчиков информировать о необходимости соблюдать это требование своих поставщиков путем включения этого условия в извещение об осуществлении закупки.

    Поправки, предлагаемые Минфином, предусматривают отражение движения денежных средств на счетах казначейства по всем операциям при исполнении госзаказа поставщиком. В число таких операций включаются операции по финансовой аренде и лизингу.

    Таким образом, постановления правительства предполагают постепенный переход к обязательному казначейскому сопровождению всех госконтрактов. Георгий Сухадольский, генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" отмечает, что сама идея не нова и сегодня казначейское сопровождение активно применяется в рамках гособоронзаказа.

    "Наибольшие трудности, как обычно, возникают у тех, кто впервые подпал под такой контроль и соответствующие правила – поскольку таковые требуют повышенного внимания к денежным потокам и к ведению необходимой отчетности", - пояснил Т94 эксперт. Он также добавил, что, поскольку казначейское сопровождение субподрядных договоров можно рассматривать как специальное обременение поставщиков, то, конечно же, об этом заранее должно быть четно и ясно объявлено в извещении (документации) о закупке. "Учитывая сложность тотального перехода на казначейское сопровождение всех субподрядных договоров, можно предположить, что данный механизм будет вначале отрабатываться на особо крупных закупках, либо на какой-либо конкретной номенклатуре", - рассуждает Сухадольский.

    Людмила Пронина, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС напомнила, что по законодательству о госзакупках финансирование их осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. В основном, за счет бюджетных, выделяемых органами госвласти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями.

    "Надо иметь в виду, что вся бюджетная система функционирует через органы Федерального казначейства. Поэтому невозможно, чтобы деньги просто так ушли с каких-то счетов государственных органов и осели в чьих-то карманах. Более того, функции Федерального казнач

    ейства в последнее время расширяются: в прошлом году даже появился такой термин, как "казначейское сопровождение". Оно касается, например, выделенных бюджетных средств в рамках гособоронзаказа, в рамках субсидий для ряда производителей товаров, работ и услуг. Таким образом идет расширение контроля за расходованием бюджетных средств, - комментирует Людмила Пронина. - В современных условиях при наличии значительных нарушений при госзакупках и существовании явно преступных схем, оптимизация расходов бюджетов  на эти цели актуальна, и все предложения Минфина необходимо поддержать".

    Другого мнения придерживается генеральный директор «Единой электронной торговой площадки» Антон Емельянов. По его словам, в среднесрочной перспективе подобная мера приведет к увеличению стоимости контрактов и значительному снижению уровня конкуренции. "Сегодня казначейское сопровождение применяется в основном в 
    гособоронзаказе. Для столь важной сферы эта мера вполне рациональна. В вопросах, касающихся обороноспособности страны, заказчик действительно должен видеть всю цепочку кооперации поставщика. Но если мы говорим о более простых и повседневных закупках, начиная от поставки в госучреждение канцтоваров и заканчивая, например, выполнением текущего ремонта помещений, то данная мера не выглядит эффективной. Вопрос эффективности таких закупок определяется количеством поставщиков и уровнем конкуренции. А такого рода дополнительная нагрузка неизбежно приведет к увеличению стоимости контракта и резкому снижению количества желающих этот контракт исполнить. Кроме того, поставщикам фактически придется вести раздельный бухгалтерский и управленческий учет по каждому госконтракту, который он исполняет", - пояснил Т94 эксперт.

    Ситуацию прояснил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. "По мнению антимонопольного органа, обязательное казначейское сопровождение целесообразно установить для контрактов, заключенных с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры закупок, где формирование цены происходит расчетно-аналитическим способом, а не за счет конкурентной борьбы участников. Казначейское сопровождение таких закупок обеспечит прозрачность структуры расходования бюджетных средств по контракту и возможность его контроля", - поясняет замруководителя ФАС.

    В остальных случаях, по словам Петросяна, когда определение поставщика по госконтракту происходит в условиях конкуренции, то есть на торгах, дополнительные административные барьеры лишены экономического смысла и, более того, приведут к усложнению и удорожанию всех процессов хозяйственной деятельности исполнителя контракта. "Это, в свою очередь, негативно скажется на эффективности исполнения им контракта и его цене", - заключает он.

    В комментарии Т94  Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, пояснил, что обязательное казначейское сопровождение, с одной стороны, повысит открытость и прозрачность исполнения контрактов. Но это необходимо для закупок, при исполнении которых привлекается большое количество подрядчиков различных уровней.

    С другой стороны, по словам эксперта, для малого бизнеса – это станет еще одной обременительной процедурой. "Сегодня у предпринимателей сложилось четкое убеждение, что участие в госзакупках – долгий и бюрократический процесс, где больше головной боли, чем выгоды. Возможно, стоит разграничить и установить порог контракта, в котором не нужно отражать все казначейские операции", - предлагает Фахретдинов.

    Таким образом, эксперты разошлись во мнении относительно необходимости перехода к обязательному казначейскому сопровождению всех госконтрактов. Возможно, Минфину следует продумать более точные формулировки вносимых поправок, чтобы руководствуясь благими намерениями не получилось навредить контрактной системе.

    Читать первоисточник: Торг 94 (07.07.2017)