• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 07 августа 2017
    К чему приведет вывод инвестиционных сделок из закона о закупках госкомпаний

    ФАС проект закона одобряет

    Минфин предложил вывести из-под регулирования закона 223 о закупках компаний с госучастием инвестиционные сделки и покупку компаниями долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью. Соответствующий законопроект в понедельник был опубликован  на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Документ был подготовлен Минфином по поручению первого замруководителя аппарата правительства Максима Акимова. В ФАС в таких изменениях не увидели никаких рисков для рынка и одобрили документ. Эксперты Т94 во мнениях разошлись.

    В поправках предлагается исключить из-под регулирования закона отношения, связанные с приобретением долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего денежную форму получения прибыли, возврата вклада заказчика в общее имущество товарищей. Логика такая, что когда компания принимает решение о приобретении доли в конкретном ООО исходя из его деятельности и экономической целесообразности, нет смысла проводить конкурентный отбор.

    Также в ведомстве считают, что от регулирования нужно освободить нацеленную на получение дохода инвестиционную деятельность, что «обусловлено недопустимостью ухода «замаскированных» закупок из-под действия норм 223-ФЗ». (Например, когда в рамках инвестиционной деятельности будет осуществляться вложение денежных средств в строительство объекта недвижимости с последующим приобретением соответствующего объекта, что по сути является закупкой работ по строительству»).

    Федеральная антимонопольная служба эти поправки одобрила. «Антимонопольный орган не увидел в таких изменениях никаких рисков для рынка, поскольку в проекте речь идет не о закупках товаров, работ или услуг, а об инвестициях с целью получения в дальнейшем прибыли. ФАС согласовала представленный Минфином законопроект в конце июля», - отметил заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян.

    «По духу 223-го закона инвестиционные сделки действительно туда не попадают, - считает член президиума “Опоры России” Николай Дунаев. - Минфин предлагает это уточнить. Это скорее правильно, чем неправильно. Можно много говорить о том, что кто-то будет пытаться таким хитрым способом «упаковать» реальное приобретение через покупку долей, но в этом не разберутся ни ФАС, ни собственники, ни акционеры».

    Эксперт уверен, что норма, предлагаемая Минфином, правильная, а возникающие риски нужно регулировать через снижение государственных монополий и увеличение конкуренции. Если в экономику будет допущено больше игроков и компаний, то коррупционные схемы и замаскированное приобретение долей использоваться не будут. Если же вся экономика будет государственной, компании обязательно будут этим пользоваться и упаковывать коррупционные схемы.

    «Допустим, вам для бизнеса нужно приобрести долю в какой-то компании. Сейчас вы должны объявить на это конкурс. Даже написать техническое задание очень сложно. Это обременительно, и в этом нет необходимости. Если для бизнеса нужна какая-то компания, ее нужно купить. По внутрикорпоративным правилам, этот процесс должны контролировать акционеры в рамках 223-го закона, а не ФАС и не государство. Этот закон служит другим вещам.  Но если на рынке останутся только государственные компании, в них всегда будет менеджмент, который будет пытаться использовать эти лазейки для коррупционных схем», - отметил он.

    Кандидат юридических наук, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев отметил, что тактически действующее законодательство о закупках госкомпаний и так не препятствует приобретению таких долей, а фактически лишь обязывает делать их покупку публичной еще на стадии подготовки сделки.

    «Поправки имеют смысл лишь в том случае, если Минфин планирует совершить глобальную ошибку в регулировании закупок и большими кусками копипастить нормы закона № 44-ФЗ в закон № 223-ФЗ. По 44-ФЗ не получится проводить большинство сделок, необходимых для функционирование обычного бизнеса, в том числе слияние и поглощение, продажу долей и инвестиционные проекты. Закон о контрактной системе ориентирован исключительно на поиск минимальной цены (или имитацию такой цены) при закупке простейших товаров и услуг», - сказал он.

    В этом случае, по мнению эксперта, нужно как можно скорее выводить действительно необходимые для оживления экономики операции из-под действия «мертвых» норм. «Но тогда возникает вопрос: а нужно ли тиражировать такие нормы, от которых не только вполне добросовестный, прозрачный и успешный бизнес бежит как от огня, но и стратегически важные ФГУПы предпочли уклониться?», - добавил он.

     

    Справка

    В феврале этого года ФАС предложила президенту Путину издать указ о сокращении государственного участия в экономике. Госкомпаниям предлагали запретить покупку новых активов, как напрямую, так и через дочерние компании. Более того, в ведомстве предлагали обязать госкомпании создать программы отчуждения профильных активов. От отчуждения активов предлагалось освободить те компании, которые показывают эффективность, будучи полноценным участником рынка, а владелец компании в лице государства не ухудшает условия конкуренции.

    В мае ограничить разрастание госсектора в экономике и покупку новых активов крупными госкомпаниями предлагал также Центр стратегических разработок во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным в Стратегии экономического развития РФ на 2018-2024 годы.

    В мае правительство утвердило методику, по которой госкомпании должны будут определить, какие активы для них непрофильные и подлежат продаже. В июне стало известно, что компании с госучастием будут лишать господдержки за неэффективную продажу непрофильных активов.

    Читать первоисточник: Торг 94 (04.08.2017)