• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 16 ноября 2017
    Сократить бумажную волокиту

    ФАС хочет упростить госзакупки в строительстве.

     

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с предложениями об упрощении проведения госзакупок в сфере строительства. Чиновники предлагают рассматривать жалобы со стороны строительного бизнеса в ускоренном режиме. Планируется снизить значимость субъективных неценовых критериев оценки заявок участников закупочных процедур до 20% на конкурсах по сложной стройке. Кроме того, для участников закупок будет упрощено членство в саморегулируемых организациях (СРО). Эксперты отмечают, что данные предложения можно только приветствовать. По их мнению, чем меньше будет "бумажная нагрузка" на поставщика и заказчика, тем больше они смогут сделать закупок.

    В ФАС заговорили об упрощения законодательства для участников госзакупок на рынке строительства после вступления в силу 1 июля 2017 поправок в Градостроительный кодекс. Данные законодательные новации остановили действие выданных ранее свидетельств СРО. Членство в саморегулируемой организации надо подтвердить выпиской из реестра СРО. Между тем, для участников СРО есть ряд требований, и выполнить их не так просто.

    С июля изменились также действия заказчиков строительных работ при проведении «отложенных платежей», проверке достоверности сметной стоимости, формирования техзадания с учетом положений ГОСТов и технических регламентов.

    "Можно только приветствовать желание ФАС убрать все барьеры при проведении госзакупок в строительной сфере, - отметил генеральный директор Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП) Илия Димитров. – Чем станет проще, тем лучше".

    Эксперт обратил внимание на то, что  в целом текущие нормы, регулирующие госзакупки – 44 и 223 ФЗ – слишком сложные.

    "Это законодательство надо упрощать. Особенно это касается 44-ФЗ. Это громадный, очень тяжелый закон. Это куча нормативных актов, которые противоречат друг другу. Проще прочитать Библию, чем этот документ. Ни один здравый предприниматель от начала до конца не ознакомлен с этим законом. Он слишком перегружен и при этом все время изменяется", - подчеркнул Илия Димитров.

    С ним согласен генеральный директор "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин.

    "Предприниматели сегодня часто не справляются с большим объемом информации, которую надо предоставлять в ходе закупок. Тем более, чаще всего на это дается ограниченный промежуток времени. Между тем, много времени надо потратить только на то, чтобы понять какую документацию надо собрать", - отметил эксперт.

    Дмитрий Сытин подчеркнул, что поддерживает предложения ФАС по упрощению закупок для СРО.

    "Чем меньше будет нагрузка на поставщика и участника, тем больше они смогут сделать закупок. Если можно где-то взять достоверную информацию об участниках закупок, то незачем повторно ее после этого запрашивать. Если ФАС решит, что СРО можно доверять в плане проверок документов их участников, то это может существенно сократить "бумажную нагрузку" и накладные расходы", -  заключил эксперт.

    Как отметил начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев, сроки рассмотрения жалоб участников госзакупок в сфере строительства в антимонопольную службу и так оперативны.

    "Проблема не в этом. Если мы говорим о госзаказе, то 5 дней для рассмотрения жалобы вполне достаточно, это небольшой срок. Если говорим о закупках госкомпаний – жалобы рассматриваются за 7 дней. Физически быстрее рассматривать их нельзя, если мы хотим войти в суть дела. Каждое рассмотрение жалобы включает в себя экспертную работу специалистов ФАС. Это необходимо делать, так как каждая закупка специфична по-своему", - подчеркнул эксперт.

    По его словам, проблемой являются не сроки рассмотрения жалоб, а тот факт, что во время их рассмотрения приостанавливаются все действия по процедурам закупок.

    "Как компенсировать это время добросовестному заказчику и поставщику – это вопрос отдельный. Он не имеет ясного решения. Однако все понимают, что надо разработать какой-то механизм и защитить от недобросовестного жалобщика добросовестных участников закупочной деятельности. Это должно решаться с помощью процессуальных гарантий", - сказал Дмитрий Казанцев.

    Он добавил, что, если говорить о необходимости снижения значимости субъективных неценовых критериев, оценки заявок участников, надо вспомнить, что сегодня в госзакупках значимость критериев цены подавляющая.

    "На аукционе значимость этого критерия составляет 100%. Если мы хотим снизить значимость неценовых критериев еще больше, то мы получим полностью выхолощенный институт конкурса. Я слышал часто от игроков на рынке строительства, что закупки услуг на аукционе дает возможность одержать победу недобросовестным поставщикам. Они используют демпинг – делают предложение, предполагающее экономию на качестве. У добросовестных производителей не самый дешевый, но качественный продукт. И они проигрывают", - подчеркнул эксперт.

    Он подчеркнул, что необходимо контролировать недобросовестных заказчиков, которые делают неценовые критерии субъективными.

    Читать первоисточник: Торг 94 (15.11.2017)