• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 15 декабря 2017
    Поправки к законам о закупках: шаг вперед, два назад?

    В Министерстве финансов надеются на принятие Госдумой четырех пакетов поправок в сфере закупочного законодательства до конца осенней сессии, сообщил заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Дмитрий Готовцев на заседании комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) во вторник, 12 декабря. Заседание прошло при участии представителей Минфина, ФАС, Казначейства и электронной торговой площадки "ТЭК-ТОРГ". Генеральный директор "ТЭК-ТОРГ" Дмитрий Сытин рассказал Т94 о плюсах и минусах этих поправок.

    В формулировке темы совещания содержится главный вопрос, которым задавались участники заседания: "Внесение изменение в 44-ФЗ и 223-ФЗ: шаг вперед или два назад". По мнению Дмитрия Сытина, некоторые поправки однозначно нужны и более чем актуальны. Одним из важнейших нововведений станет перевод закупок в электронную форму. С ним согласен и Дмитрий Готовцев: "В 2018 году будет создана законодательная основа осуществления закупок в электронном виде", – обещал заместитель главы департамента Минфина.

    "Это необходимый шаг, – отмечает Дмитрий Сытин. – Причем переводить в цифру следует в том числе и закупки, содержащие гостайну. Они, конечно, не должны публиковаться в открытом доступе, но проводить их нужно в электронном виде с соблюдением соответствующих мер безопасности". Засекречивание информации о закупках и контрактах некоторых государственных органов, учреждений и предприятий в интересах национальной безопасности, прописанное в одном из пакетов поправок, должно частично защитить Россию от влияния дополнительных санкций.

    Не обойдется и без изменений в сфере закупок у представителей малого и среднего бизнеса. Эта поправка недаром вызвала столь бурную реакцию со стороны госкомпаний, операторов ЭТП и участников рынка. Данные о закупках госкомпаний у МСП и без того уже публикуются в Единой информационной системе закупок, и принудительно переводить их с независимых ЭТП и собственных торговых площадок на ЭТП, работающие в рамках 44 ФЗ  – не лучшее решение, считает Дмитрий Сытин.

    "Госкомпании и ЭТП уже много сделали для повышения эффективности закупочных процессов и повышения уровня сервиса в закупках, – подчеркивает эксперт. – Конечно же, участники рынка не заинтересованы в переходе на государственные площадки. Поправка предлагает слишком радикальное решение, ведь тех же результатов можно было бы добиться унификацией требований к таким закупкам". Отметим, что объем рынка закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса никак нельзя назвать небольшим: с учетом обязательной квоты от общего объема закупок всех госкомпаний с оборотом от 500 млн руб. (18%) он составляет более 2 трлн руб.

    Есть в поправках и другие недочеты, считает эксперт. Так, не до конца продуман новый принцип работы со спецсчетами, а польза от этого нововведения не очевидна. С другой стороны, если законопроекты будут приняты, ЭТП получат возможность брать плату за услуги при закупках по 44-ФЗ, что является несомненно более прозрачным способом взимания платы за их услуги по сравнению с нынешней системой получения косвенного дохода.

    "Еще одно полезное нововведение касается внутригрупповых сделок по 223-ФЗ, – рассказывает Дмитрий Сытин. – Речь о контрактах внутри холдингов, например, между нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компаниями одной структуры. В случае принятия поправки компании будут освобождены от необходимости публиковать извещения о таких сделках в открытом доступе".

    В ходе дискуссии также выявились иные задачи и вопросы к системе госзакупок, над которыми работают федеральные органы исполнительной власти, в том числе заметное упрощение в сфере закупок касается план-графиков. Сегодня заказчики обязаны утверждать два документа – план закупок и план-график закупок. Как показала практика, пользы от первых очень мало, говорит Дмитрий Сытин. Они содержат слишком общую информацию, которую сложно использовать для планирования поставок. Планы-графики, напротив, дают поставщикам представление о реальных потребностях заказчика и могут использоваться в т.ч. для логистики – поставщик может заранее решить, какой товар и в каких объемах следует завести на склад. Вдобавок поправка избавит заказчика от лишней работы и позволит сберечь время, которое сейчас тратится на подготовку невостребованного документа, отмечают в Минфине. Данные поправки наряду с другими Минфин планирует внести уже в начале следующего года.

    "Однозначно сказать, "шаг вперед или два назад", в данном случае невозможно, – резюмирует эксперт. – Многие поправки давно востребованы, некоторые, возможно, недоработаны, – это объясняется тем, что согласовывать настолько огромные пакеты документов непросто. В теории, возможно, стоило бы принимать их по частям – тогда второе чтение всех четырех пакетов не отложилось бы на конец осенней сессии Госдумы".

    Очевидно, что в 2018 г. работа над закупочным законодательством продолжится. Самое непосредственное участие в ней примет комитет ТПП РФ по развитию системы госзакупок. "Комитет уже сформирован как эффективный инструмент, – доложила его председатель Ольга Пелехатая. – В него вошли представители министерств и ведомств, отраслевых ассоциаций, ВУЗов и МСП. В 2018 году он готов оперативно и гибко реагировать на возникающие вызовы" – уверена Ольга Пелехатая.

    Читать первоисточник: Торг 94 (14.12.2017)