• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 22 января 2018
    Импортозамещение программного обеспечения – новшества, вступившие в силу с 2018 года.

    С 1 января 2018 года вступили в действие дополнительные ограничения на закупки программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд, принятые в конце декабря 2017 года (постановлением правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1594).

    Документ вносит изменения в постановление правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», играющего сегодня главную роль в импортозамещении программного обеспечения.

    О том, что эти изменения сняли запрет на госзакупки программного обеспечения, происходящего из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС; кроме России в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и о создании соответствующего реестра, D-Russia.ru уже писал.

    Напомним о других существенных изменениях.

    Если ранее запрет распространялся только на «прямое» приобретение зарубежного программного обеспечения (или прав на него в виде лицензий), то теперь неважно, каким способом госзаказчик получает права на использование ПО – по модели SaaS (Software as a Service), при покупке оборудования с предустановленным ПО, при разработке новых или модернизации уже работающих у заказчика информационных систем или при закупке услуг по их сопровождению и технической поддержке.

    Согласно уточнённой версии постановления №1236, госзаказчику при покупке программного продукта необходимо сверяться с реестром российского ПО в случаях:

    • предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством
      использования каналов связи и внешней информационно-технологической и
      программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
    • поставки и технического обслуживания «персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники», на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта – благодаря этому под контроль подпадают ОЕМ-поставки программных продуктов;
    • оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объёма прав – это вводит в сферу действия постановления №1236 закупки новых версий импортного ПО взамен установленного ранее;
    • оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объёма прав (речь, в частности, о дополнительных лицензиях).

    Таким образом, в документе специально оговаривается невозможность замаскировать закупку импортного ПО под предоставление услуг, в том числе «облачных», оказание услуг по созданию, модернизацию и сопровождению информационных систем, закупки предустановленного импортного ПО вместе с вычислительной техникой в обход процедуры, предусмотренной постановлением правительства №1236 и др.

    Для того, чтобы избежать коллизий, которые возникали при закупке российских программных продуктов, по тем или иным причинам не входящие в реестр, в новой редакции постановления 1236 прямо сказано, что «подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах…» (или в реестре евразийского программного обеспечения, если программа для ЭВМ разработана в государстве ЕАЭС).

    Ужесточены также требования к ПО, включаемому в реестр российских программных продуктов. Теперь включению в реестр подлежат (в дополнение к ранее установленным требованиям):

    • только те продукты, для которых отсутствуют ограничения, установленные в том числе иностранными государствами и препятствующие распространению или иному использованию программы для электронных вычислительных машин и базы данных на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
    • программное обеспечение, которое не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.

    Ликвидирована ситуация, когда от программных продуктов категории «Информационная безопасность», вне зависимости от их функционала, требовался сертификат соответствия ПО требованиям информационной безопасности и (или) соответствующая лицензия у компании-правообладателя. Из-за этого, например, в реестр по формальным основаниям не принимали программы, предназначенные для восстановления паролей.

    Теперь требования о наличии сертификата соответствия ПО требованиям информационной безопасности, и (или) соответствующих лицензий у компаний-правообладателей требуется только для ПО, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации.

    Из постановления правительства № 1594

    соответствие программного обеспечения требованиям безопасности информации подтверждено сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, выданным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (только для программного обеспечения, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации);

    исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит лицам (правообладателям)…, имеющим лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (только для программного обеспечения, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации).

    Постановление № 1594 вносит также изменения в порядок формирования и работы Экспертного совета по российскому программному обеспечению (который рассматривает заявки на включение программных продуктов в реестр отечественного ПО), возлагает на Минкомсвязь России обязанность ежегодно проверять соблюдение требований к программам, внесенным в реестр, и др.

    Напомним также, что в марте прошлого года были введены дополнительные требования к офисному программному обеспечению (в эту категорию, помимо собственно офисных приложений, включены также операционные системы, антивирусы, коммуникационные программы и т.п.).

    В соответствии с ними, для включения в реестр такое ПО должно работать как минимум на двух операционных системах, внесённых в реестр отечественного ПО, быть совместимым с форматами документов на основе Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), не требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его распространение на территории России, а также соответствовать ряду других требований. Если доступ к ПО осуществляется через интернет-браузер, должна быть обеспечена совместимость с не менее чем тремя различными браузерами, один из которых должен входить в реестр российского программного обеспечения.

    Читать первоисточник: D-RUSSIA.RU (22.01.2018)