• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 23 марта 2020
    Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса

    Введение режима повышенной готовности по коронавирусу — это комплекс мер по профилактике, предупреждению или ликвидации последствий распространения вируса. Это отразилось и на госзакупках:

    - разрешили проводить закупки у единственного поставщика;

    - коронавирусную инфекцию признали обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором);

    - отменили проверки;

    - перешли на дистанционное рассмотрение жалоб. 

    Разрешили закупать у единственного поставщика, но не все.

    В письме № 24-06-06/21324 от 19.03.2020 Минфин указал, что заказчики вправе проводить закупки продуктов из-за коронавируса, которые требуются в связи с введением режима повышенной готовности, по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Под это правило попали работы и услуги. В письме говорится и где введен режим повышенной готовности по коронавирусу в России — во всех 85 субъектах.

    ФАС в письме № ИА/21684/20 от 18.03.2020 указала, что для таких закупок в связи с коронавирусом нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавирусной инфекции. А условие об отсутствии таких товаров, работ, услуг в перечне, по распоряжению правительства № 1765-р от 30.09.2013, не применяется.

    Получается, что не на все товары разрешили проводить госзакупки из-за коронавируса у единственного поставщика, а только на те, которые используются для профилактики, предупреждении или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции. 

    Коронавирусную инфекцию признали обстоятельством непреодолимой силы

    В тех же письмах и ФАС и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение новой коронавирусной инфекции — обстоятельство непреодолимой силы. Следовательно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

    ФАС подчеркнула, что территориальные органы обязаны учитывать это обстоятельство при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.

    На практике, заказчики проводили закупки по 44-ФЗ при коронавирусе у едпоставщика и до разъяснений ФАС и Минфина. Например, Роспотребнадзор по Московской области только с начала марта 2020 года уже успел заключить контрактов почти на 6 млн руб. с едпоставщиками на закупку масок, респираторов и другой защитной продукции. Вот пример одного из контрактов.

    ФАС остановила проверки и перешла на дистанционное рассмотрение жалоб

    С 19.03.2020 в связи с режимом ЧС в России из-за коронавируса (пандемией) ведомство приостановило проверки и перешло на дистанционное рассмотрение дел. Такой режим действует до 10.04.2020.

    Исключение — только внеплановые проверки за соблюдением антимонопольного законодательства, которые связаны с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере госзакупок и законодательства в сфере гособоронзаказа.

    По возможности работа комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях проходит дистанционно с использованием программ видеосвязи или временно отложена с учетом соблюдения всех необходимых сроков.

    Заинтересованных лиц заранее оповестят о возможности дистанционного участия в запланированных мероприятиях. 

    Читать первоисточник: Госконтракт (20.03.2020)