• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 11 декабря 2023
    Закупки услуг по обращению с медицинскими отходами: требования к участникам и составу их заявок, правила формирования лотов

    Под медицинскими отходами согласно ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) понимаются все виды отходов, в т. ч. анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генетически модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

    Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    • Как следует из приведенных выше положений закона, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь населению, сталкиваются с необходимостью исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с медицинскими отходами. Наиболее распространенным способом удовлетворения возникающих потребностей является проведение закупки на оказание соответствующих услуг. В настоящей статье рассмотрим требования к участникам таких закупок и составу их заявок.

    Требование о наличии лицензии

    В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) деятельность по обращению (по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению) с отходами I–IV классов опасности подлежит лицензированию. Следует ли из этого, что при закупке услуг по обращению с медицинскими отходами необходимо истребовать у участника закупки лицензию на указанный вид деятельности?

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к классификации отходов по классам опасности, определенной ст. 4.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ):

    • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
    • II класс — высокоопасные отходы;
    • III класс — умеренно опасные отходы;
    • IV класс — малоопасные отходы;
    • V класс — практически неопасные отходы.

    При этом согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ обращение медицинских отходов выведено из сферы его регулирования. Иными словами, Закон № 89-ФЗ и подзаконные акты к нему не дают ответа, к какому классу опасности следует отнести медицинские отходы.

    Законом № 323-ФЗ определена собственная классификация медицинских отходов в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания:

    • класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
    • класс Б — эпидемиологически опасные отходы;
    • класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
    • класс Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
    • класс Д — радиоактивные отходы.

    Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 (далее — ПП РФ № 681):

    • класс А — отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
    • класс Б — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3–4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
    • класс В — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1–2-й группы патогенности[5];
    • класс Г — наличие в их составе токсичных веществ;
    • класс Д — содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

    Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена также в разделе Х СанПиН 2.1.3684-21, из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I–IV классов опасности. А обращение с отходами класса Д осуществляется организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности согласно ст. 14 Закона № 190-ФЗ.

    Следовательно, заказчик обязан требовать представления лицензии в составе заявки только в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами классов Г и Д. В иных случаях требовать представления лицензии заказчик не вправе.

    Пример

    Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и размещению медицинских отходов классов Б, В, Г. В требованиях к участникам закупки было установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

    Антимонопольный орган признал поступившую жалобу обоснованной[9], указав, что обращение с отходами классов Б и В обязательному лицензированию не подлежит.

    Аналогичная позиция поддерживалась правоприменительной практикой и ранее.

    Пример

    Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.

    Заказчик аргументировал требование тем, что в результате обеззараживания медицинских отходов класса Б образуются отходы IV класса опасности, для утилизации, обезвреживания которых необходимо наличие лицензии. Однако суды не приняли такую аргументацию и признали требование неправомерным, поскольку предмет закупки — обезвреживание медицинских отходов класса Б, а не отходов IV класса опасности.

    Отметим, что согласно п. 159 СанПиН 2.1.3684-21 после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б и В собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов и содержать следующую информацию: «Отходы класса Б, обеззараженные» и «Отходы класса В, обеззараженные», наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дату обеззараживания медицинских отходов. Последующее обращение с такими отходами обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями Санитарных правил к отходам класса А.

    При этом согласно п. 158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.

    В соответствии с п. 160 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1–2-го класса опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г.

    Согласно п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

    Таким образом, обеззараженные отходы классов Б и В с применением аппаратных способов перестают быть медицинскими отходами, в связи с чем на них в полном объеме распространяются положения законодательства об отходах производства и потребления.

    Так, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО), утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, выделяют следующие виды медицинских отходов (табл. 1).

    Таблица 1

    Виды медицинских отходов в соответствии с ФККО

    Код ФККО Наименование
    1 7 47 841 11 49 4 Зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция
    2 7 47 841 21 20 4 Смесь шлака и отходов механической очистки газов при сжигании медицинских отходов, содержащая преимущественно углерод и диоксид кремния
    3 7 47 842 21 72 5 Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В методом сухого горячего воздуха
    4 7 47 843 51 71 5 Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, содержащие преимущественно текстиль, резину, бумагу, практически неопасные
    5 7 47 843 55 71 5 Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные
    6 7 47 844 21 71 4 Отходы обезвреживания медицинских отходов классов А, Б, В методом влажного жара (протеиновым лизисом) измельченные
    7 7 47 893 11 40 4 Отходы «сухой» очистки выбросов от сжигания биологических, медицинских отходов от пыли и кислых газов, содержащие преимущественно углерод и соединения кальция

    Согласно положениям приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 последний знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

    • 0 — для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;
    • 1 — I класс опасности;
    • 2 — II класс опасности;
    • 3 — III класс опасности;
    • 4 — IV класс опасности;
    • 5 — V класс опасности.

    Как видно из приведенной выше таблицы, отходы сжигания или обезвреживания медицинских отходов классов А, Б, В относятся к IV или V классу опасности отходов согласно Закону № 89-ФЗ в зависимости от выбранного заказчиком способа обезвреживания.

    В случае, если по результатам обезвреживания медицинских отходов образуются промышленные отходы IV класса опасности, оказание услуг по обращению с такими отходами требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

    Отметим, что требование о наличии лицензии не может быть установлено к участнику закупки в случае, если из предмета контракта не следует, что обязательство исполнителя целиком состоит из лицензируемого вида деятельности.

    Пример

    Заказчик объявил закупку услуг по сбору, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов класса Б, В и Г. В требованиях к участникам закупки было установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

    Антимонопольный орган учел приведенные выше нормативные акты и признал поступившую жалобу обоснованной, поскольку из описания объекта закупки не следует, что заказчик передает на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Следовательно, требование о наличии лицензии у участника закупки установлено неправомерно.

    При этом заказчику необходимо конкретизировать требование к лицензии перечислением в извещении видов работ, составляющих лицензируемую деятельность, исходя из предмета контракта.

    Пример

    Заказчику необходимо закупить услуги по транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса Г: ртутные лампы (код ФККО 4 71 101 01 52 1) и отходы термометров ртутных (код ФККО 4 71 920 00 52 1). Исходя из кода ФККО, данные отходы относятся к I классу опасности. Следовательно, участник закупки должен обладать лицензией на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности с указанием видов деятельности «Транспортирование отходов I класса опасности», «Обезвреживание отходов I класса опасности», «Утилизация отходов I класса опасности»[16]. В составе заявки предоставляется выписка из реестра лицензий по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.

    Также отметим, что лицензией должен обладать непосредственно участник закупки, а не соисполнители, поскольку исполнение основного обязательства требует наличия лицензии.

    Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения

    Действующее законодательство не обязывает лиц, оказывающих услуги в сфере обращения медицинских отходов, иметь такое заключение.

    В соответствии с положениями ст. 40 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) оформление санитарно-эпидемиологического заключения требуется исключительно для лицензируемых видов деятельности, перечень которых отражен в ч. 2 ст. 40 Закона № 52-ФЗ. Поскольку для обращения с медицинскими отходами (кроме класса Г и Д) лицензия не требуется, требование о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения является неправомерным.

    При закупке услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г данное заключение также нельзя истребовать у участника закупки или исполнителя, поскольку наличие санитарно-эпидемиологического заключения является одним из лицензионных требований. А копию лицензии участник закупки прилагает в составе заявки, тем самым подтверждая и наличие необходимого заключения.

    Правила формирования лотов

    Из рассмотренных выше требований к участникам закупки следует вывод о недопустимости объединения в рамках одной закупки услуг по обращению с медицинскими отходами, для оказания которых лицензия не требуется, с лицензируемыми услугами. В противном случае заказчик нарушает ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

    Следовательно, объединение в рамках одной закупки услуг по обращению с медицинскими отходами классов А, Б, В и отходами класса Г или Д неправомерно, за исключением случаев, когда заказчик передает исполнителю обезвреженные медицинские отходы классов Б и В, а предмет контракта не содержит не лицензируемых услуг.

    Также интересно рассмотреть вопрос объединения различных видов отходов в рамках одной закупки (медицинских отходов и отходов производства и потребления). Для этого необходимо соотнести предмет закупки с положениями действующего законодательства. Исходя из определения ст. 49 Закона № 323-ФЗ, медицинскими являются все виды отходов, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности. Однако медицинское учреждение осуществляет не только медицинскую деятельность, но и иную хозяйственную деятельность, по результатам которой могут образовываться отходы (смет с территории, пищевые отходы кухонь, отходы тары и упаковки, стеклянный бой, отходы бумаги и картона и т. д.). Являются ли данные отходы медицинскими? Верховный Суд РФ указал, что не являются: это отходы производства и потребления.

    Однако такая позиция не согласуется с положениями СанПиН 2.1.3684-21 и разъяснениями государственных органов. Так, согласно п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, смет от уборки территории, пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в т. ч. фтизиатрических, и т. д.), отнесены к отходам класса А.

    Иными словами, классификация медицинских отходов является полностью автономной и нормативно отделена от классификации отходов производства и потребления (Закон № 89-ФЗ). В связи с чем объединение медицинских отходов и отходов производства и потребления в рамках одной закупки представляется невозможным.

    Автор статьи: 

    Григорий Александров