Гурин Олег Юрьевич Гурин Олег - ведущий специалист сектора контрактной службы министерства общего и профессионального образования Ростовской области, преподаватель Центра ДПО ТПП Ростовской области, председатель экспертного совета журнала "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ"
Представьте на минуту, что вы – директор строительной компании. Ваш сотрудник провёл мониторинг извещений о закупках и нашёл электронный аукцион на строительство детского сада на 300 мест. Изучив документацию о закупке, вы понимаете, что заказчик объединил в один объект закупки как строительство детского сада, так и его оснащение автоматической системой пожарной сигнализации, установив при этом требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки копии лицензии на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Если у вас такой лицензии нет, значит вы не сможете принять участия в данном электронном аукционе. Обидно, правда? На помощь участнику закупки, испытывающему ущемление своих интересов такими действиями администрации детского сада, приходит законодательство о защите конкуренции: в силу ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками закупок путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с предметом закупки. Если хозяйствующий субъект считает, что он необоснованно лишён возможности принять участие в интересующей его закупке вследствие объединения «его» части работ с работами, выполнить которые он не может, такой хозяйствующий субъект вправе обратиться в территориальное управление ФАС России с жалобой на действия заказчика, приводящие к ограничению конкуренции. Решение о наличии либо отсутствии ограничения конкуренции в каждом конкретном случае принимается должностными лицами, применяющими законодательство о защите конкуренции, по их собственному внутреннему убеждению. В частности, по вопросу правомерности объединения в один объект закупки строительных с работами по монтажу систем пожарной сигнализации за период действия Закона № 135-ФЗ образовался значительный массив разнообразных по своему содержанию решений как территориальных органов ФАС России, так и судебных органов. Настоящая статья представляет собой попытку их обзора.