В случае закупки лекарственных препаратов НМЦК определяется в порядке, который утвержден приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н (далее — Приказ № 1064н, Порядок ЛП). Несмотря на многолетний опыт применения Приказа № 1064н, заказчики до сих пор сталкиваются с проблемами при обосновании НМЦК. О них и пойдет речь в настоящей статье.
Методы расчета
Как следует из п. 2 Порядка ЛП, цена за единицу лекарственного препарата рассчитывается посредством:
а) применения тарифного метода и метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
б) расчета средневзвешенной цены;
в) использования референтной цены (при условии наличия сведений о ней в ЕИС).
Отметим, что в силу п. 2 Порядка цена за единицу лекарственного препарата определяется в отношении одного наименования: МНН, группировочного или химического наименования. При этом указаний на торговое наименование п. 2 Порядка ЛП не содержит.
Если толковать приведенную выше норму буквально, то осуществление закупок по торговому наименованию становится невозможным. Так, если у лекарственного препарата имеются аналоги в рамках МНН, заказчик обязан использовать все цены на препараты с одноименным МНН, а не только на препарат с закупаемым торговым наименованием. В результате мы приходим к абсурдному выводу о том, что описание объекта закупки будет составлено с учетом одних сведений, а обоснование НМЦК — других.
Отметим, что право проведения таких закупок гарантировано ч. 10 ст. 24, ч. 1 ст. 33, п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Ведомственный приказ не может противоречить закону или изменять цель регулирования.
На основании изложенного автор полагает, что в случае, когда в описании объекта закупки указано торговое наименование необходимого лекарственного препарата, НМЦК также должна определяться исходя из такого торгового наименования, несмотря на формальное противоречие п. 2 Порядка ЛП.
Аналогично п. 2 Порядка ЛП указывает, что цена единицы лекарственного препарата определяется с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок, не упоминая о праве заказчика указать иные значимые для него характеристики[1]. Означает ли это, что при расчете НМЦК недопустимо учитывать какие-либо иные характеристики?
Автор полагает, что конструкция нормы не позволяет истолковать ее как запретительную. Все-таки фраза «с учетом» не равно «ничего, кроме». В связи с чем при расчете заказчик вправе учесть в т. ч. дополнительные характеристики, предусмотренные описанием объекта закупки. Обратное истолкование привело бы к противоречию Приказа № 1064н и ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Особенно наглядно такое противоречие при использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В силу ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ указанный метод заключается в установлении НМЦК, ЦКЕП на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии — однородных товаров, работ, услуг.
Иными словами, Закон № 44-ФЗ прямо запрещает использовать ценовую информацию о товарах, не отвечающих описанию объекта закупки.
Если же учитывать только требования к лекарственной форме и дозе, игнорируя иные положения описания объекта закупки (при их наличии, разумеется), то формально п. 2 Порядка ЛП будет соблюден, однако требования ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ окажутся нарушены.
На основании изложенного автор полагает, что заказчик вправе учитывать все установленные им характеристики в описании объекта закупки при расчете НМЦК.
Далее рассмотрим проблемы применения каждого из указанных выше методов в отдельности, начиная с тарифного.
Тарифный метод
Тарифный метод используется при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), для определения цены единицы лекарственного препарата[2] по данным государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (далее — Реестр цен)[3].
Проблемы начинаются уже на этапе использования Реестра цен[4]. Открывая его, заказчик сталкивается с двумя «состояниями» цен: «действующие» и «измененные (с учетом п. 4 постановления № 1683 от 16.12.2019)».
Откуда взялись эти «состояния» и как действовать заказчику?
Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 № 1683 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (далее — ПП РФ № 1683) утверждены особенности перерегистрации цен на лекарственные препараты в 2019–2020 гг.
Согласно п. 4 ПП РФ № 1683 лекарственные препараты, реализованные их производителями на территории РФ до дня вступления в силу приказа Министерства здравоохранения РФ об обязательной перерегистрации в 2019–2020 гг. предельной отпускной цены производителя, могут находиться в обращении до истечения срока их годности с учетом фактической отпускной цены производителя, не превышающей предельную отпускную цену, применявшуюся на дату их реализации.
Следовательно, возможность использования предельных отпускных цен производителей в соответствии с п. 4 ПП РФ № 1683 ограничена сроком годности закупаемого препарата.
Для наглядности рассмотрим пример. При расчете НМЦК на лекарственный препарат «Ниволумаб» заказчик установил наличие цены 31 595,11 руб. за упаковку препарата «Опдиво» с состоянием «измененные» (с учетом п. 4 постановления № 1683 от 16.12.2019). Следует ли использовать такую цену при расчете?
Установим общий срок годности лекарственного препарата «Опдиво» по данным ГРЛС.
Срок годности составляет 3 года. Затем установим дату вступления в силу приказа Министерства здравоохранения РФ об обязательной перерегистрации в 2019–2020 гг. предельной отпускной цены производителя: 29.09.2020.
Следовательно, лекарственный препарат мог находиться в обращении до конца сентября 2023 г., когда истек срок годности на такой препарат. При осуществлении закупки в 2024 г. заказчик такую цену не учитывает.
Далее заказчик сталкивается со множеством зарегистрированных предельных отпускных цен в Реестре цен. Какую выбрать для расчета и, самое главное, почему?
Как автор уже отмечал в своих прошлых публикациях[5], использование цен, зарегистрированных до июня 2019 г. (когда стартовала обязательная перерегистрация цен в соответствии с Законом от 06.06.2019 № 134-ФЗ[6]), невозможно.
Более того, с 1 января 2021 г. согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 134-ФЗ, п. 3 ПП РФ № 1683 не допускается реализация производителями лекарственных препаратов, предельные отпускные цены на которые не перерегистрированы в 2019–2020 гг.
Итак, цены, зарегистрированные до июня 2019 г., заказчик не использует при расчете, цены, зарегистрированные не в рамках обязательной перерегистрации[SF1] — как «измененные» (с учетом п. 4 постановления № 1683 от 16.12.2019). А как быть с остальными?
К примеру, на закупаемый лекарственный препарат зарегистрированы следующие цены:
2021 г. — 525 руб.;
2022 г. — 580 руб.;
2023 г. — 645 руб.;
2024 г. — 670 руб.
Какую цену следует использовать для расчета?
В соответствии с п. 8 Порядка цена единицы лекарственного препарата[7] определяется заказчиком как минимальное значение цены из минимальных цен, рассчитанных им с одновременным применением методов, предусмотренных п. 2 Порядка. Буквальное прочтение данного пункта может натолкнуть на мысль о том, что следует взять в расчет цену 2021 г., однако такой вывод будет неверным.
Отметим, что Правила государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865[8] (далее — Правила, ПП РФ № 865).
Согласно п. 3 Правил решение о государственной регистрации, перерегистрации предельной отпускной цены производителя оформляется приказом Минздрава РФ, выписка из которого выдается держателю или владельцу регистрационного удостоверения на такой препарат.
В соответствии с п. 5 Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утв. ПП РФ № 865, реестровая запись содержит сведения о дате и номере приказа Минздрава о регистрации (перерегистрации) предельной отпускной цены на лекарственный препарат. Изменения в реестровую запись вносятся в течение 1 рабочего дня со дня принятия Минздравом РФ указанного решения о регистрации (перерегистрации) предельной отпускной цены.
Следовательно, Реестр цен содержит информацию о дате и номере приказа Минздрава РФ, дате вступления его в силу (последний столбец на рисунке).
В соответствии с ч. 8 ст. 61 Закона № 61-ФЗ не допускаются:
- реализация и отпуск лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена;
- реализация производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные или перерегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты с учетом НДС.
Иными словами, факт регистрации предельной отпускной цены на лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛП, свидетельствует о допустимости введения такого препарата в гражданский оборот с указанной в приказе Минздрава РФ даты.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Следовательно, заказчиком применяется предельная отпускная цена на лекарственный препарат, действующая на дату расчета. В рассмотренном выше примере — цена на 2024 г.
Еще одна сложность — наличие нескольких цен, зарегистрированных на один и тот же лекарственный препарат, зачастую от одной и той же даты, но с существенно различающимися значениями.
Эти цены различаются исключительно аббревиатурами «ОС», «ЧС», «ОПР». Что они означают и какую цену следует выбрать заказчику в такой ситуации?
Для ответа на поставленный вопрос вновь обратимся к законодательству о регулировании цен на лекарственные препараты. Особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2020 № 1771[9] (далее — ПП РФ № 1771). Согласно п. 22 указанных Особенностей при наличии в отношении одного лекарственного препарата решения Минздрава России о перерегистрации предельной отпускной цены на лекарственный препарат в соответствии с настоящим документом, решения Минздрава России об обязательной перерегистрации (цена ОПР) в соответствии с ПП РФ № 865 и/или решения Минздрава России о регистрации предельной отпускной цены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 441[10] (далее — ПП РФ № 441) применению подлежит цена, зарегистрированная в соответствии с настоящим документом.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1832[11] при наличии в отношении одного лекарственного препарата решения Минздрава России о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат в соответствии с ПП РФ № 441 (цена ЧС) и решения Минздрава России об обязательной перерегистрации в соответствии с ПП РФ № 865 применению подлежит цена, зарегистрированная в соответствии с ПП РФ № 441.
Таким образом, действующим законодательством о государственном регулировании цен на лекарственные препараты установлено старшинство цен:
- цена ОС (в соответствии с ПП РФ № 1771);
- цена ЧС (в соответствии с ПП РФ № 441);
- цена ОПР (в соответствии с ПП РФ № 865).
В рассмотренном выше примере заказчику следует выбрать для расчета цену ОС: 1 314,38 руб.
Однако и это еще не всё! В соответствии с подп. «а» п. 7 Порядка ЛП заказчиком при установлении цены единицы лекарственного препарата[12] не учитываются значения цены единицы лекарственного препарата, отсутствующего в гражданском обороте в Российской Федерации, на основании сведений, размещаемых Росздравнадзором на странице http://www.roszdravnadzor.ru/services/turnover.
Следовательно, заказчик обязан проверить наличие лекарственного препарата в гражданском обороте прежде, чем использовать его предельную отпускную цену.
Разъяснения Минздрава РФ о порядке применения подп. «а» п. 7 Порядка ЛП на момент подготовки ответа на вопрос отсутствуют. При этом представляется верной следующая логика рассуждений.
По данным сайта Росздравнадзора заказчик может установить дату последнего ввода серии/партии лекарственного препарата в гражданский оборот. По информации ГРЛС заказчик может установить общий срок годности такого препарата. Также заказчик учитывает остаточный срок годности, требуемый в соответствии с условиями извещения о закупке, и срок исполнения обязательств поставщиком.
Для возможности учета цены должно выполняться неравенство:
дата последнего ввода в гражданский оборот + общий срок годности ≥ дата окончания срока исполнения обязательств поставщиком + остаточный срок годности.
Например, если дата последнего ввода в гражданский оборот — 10.06.2022, общий срок годности — 3 года, остаточный срок годности не менее 12 месяцев на дату поставки товара, а дата окончания срока исполнения обязательств поставщика 01.12.2024, получаем:
10.06.2022 + 3 года (10.06.2025) ≤ 01.12.2024 + 12 месяцев (01.12.2025).
Следовательно, цену в расчет не берем согласно подп. «а» п. 7 Порядка.
Средневзвешенная цена
Не меньше вопросов на практике вызывает и расчет средневзвешенной цены на лекарственный препарат. Исходя из положений п. 5 Порядка ЛП, при расчете заказчик обязан использовать цены на лекарственные препараты, поставленные в рамках заключенных заказчиком и исполненных поставщиком контрактов в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета НМЦК (кроме контрактов на поставку лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии), без учета НДС и оптовой надбавки, что соответствует фактической отпускной цене производителя (без НДС).
Лекарственные препараты реализуются при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, составленного по утвержденной ПП РФ № 865 форме, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в перечень ЖНВЛП на дату их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. Это следует из п. 9 Правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, утв. ПП РФ № 865.
В утвержденной ПП РФ № 865 форме протокола согласования цен фактическая отпускная цена производителя без НДС указывается в графе 6.
Таким образом, при расчете средневзвешенной цены заказчик использует сведения о фактической отпускной цене производителя (без НДС) из графы 6 Протокола согласования цен.
А если закупаемый лекарственный препарат не включен в перечень ЖНВЛП? В этом случае расчет средневзвешенной цены следует осуществлять на основании сведений о цене лекарственных препаратов без учета НДС и оптовой надбавки, которые указаны в актах приема-передачи, оформленных в соответствии с Типовым контрактом на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. приказом Минздрава РФ от 18.01.2021 № 15н.
Другой проблемой применения средневзвешенной цены является ее «запоздалость». Исходя из формулы расчета, приведенной в п. 5 Порядка ЛП, средневзвешенная цена представляет собой среднее арифметическое цен на поставленные за последний год препараты. В случае, если на месяц расчета производитель перерегистрировал в сторону увеличения предельную отпускную цену, средневзвешенная цена не будет отвечать ситуации на рынке. Иными словами, рассчитанная цена может привести к признанию закупки несостоявшейся по причине отсутствия заявок.
Может ли заказчик повлиять на расчет в такой ситуации? Да, может! В п. 5 Порядка ЛП приведены случаи, когда заказчик вправе не учитывать цены на поставленные товары:
- цены на лекарственные препараты, обращение которых на месяц расчета приостановлено в порядке, установленном ч. 1 ст. 65 Закона № 61-ФЗ;
- цены на лекарственные препараты, поставленные по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
- цены на лекарственные препараты с остаточным сроком годности, на 20 % и более отличающимся от указанного в описании объекта закупки.
Так, если поставленные лекарственные препараты имели остаточный срок годности 14–16 месяцев на дату поставки, заказчик вправе установить в проекте контракта остаточный срок годности, к примеру, не менее 9 месяцев на дату поставки, что исключит необходимость рассчитывать средневзвешенную цену на закупаемые товары.
Однако автор полагает, что указанный выше перечень исключений п. 5 Порядка ЛП должен быть дополнен случаем повышения производителем предельной отпускной цены на лекарственный препарат по сравнению с периодом исполнения контрактов и договоров, подлежащих учету для целей расчета средневзвешенной цены.
Также отметим, что приведенные выше положения подп. «а» п. 7 Порядка ЛП распространяются на все методы расчета цены за единицу лекарственного препарата, поэтому подлежат применению и для расчета средневзвешенной цены.
Всю информацию, которая использовалась заказчиком при проведении расчета, целесообразно сохранять, чтобы иметь возможность аргументировать правомерность своих действий перед контролерами.
Пример
Из материалов дела следует, что в расчетах обоснования НМЦК планируемых к закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в целях определения минимального значения цены единицы лекарственного препарата заказчиком не указаны:
- лекарственная форма и упаковка;
- принадлежность лекарственного препарата к перечню ЖНВЛП;
- предельная отпускная цена производителя без НДС согласно реестру предельных цен на ЖНВЛП;
- номер регистрационного удостоверения, дата регистрации цены и номер решения.
В результате указанных обстоятельств расчет НМКЦ нельзя признать достоверным и обоснованным (!)[13].
Безусловно, автор не может поддержать изложенный выше подход суда в части дублирования характеристик закупаемых препаратов в обосновании НМЦК. В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ заказчик публикует в ЕИС извещение о закупке с приложением описания объекта закупки, что позволяет сделать вывод о требуемых ему характеристиках. Более того, Приказ № 1064н не обязывает заказчика включать в расчет какие-либо характеристики закупаемых препаратов.
Однако приведенное решение однозначно указывает на ожидания контролеров увидеть исчерпывающую информацию о произведенном заказчиком расчете, что нельзя не учитывать заказчикам.
Метод анализа рынка
В соответствии с п. 3 Порядка ЛП при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик учитывает сведения о цене лекарственных препаратов без учета НДС, собирая и анализируя для этого общедоступную ценовую информацию. В частности, направляя запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.
Следовательно, невыделение НДС из цены лекарственного препарата при расчете является прямым нарушением Приказа № 1064н.
Также суды указывают на недопустимость запроса ценовой информации исключительно у аффилированных между собой поставщиков[14], рассматривая такие действия заказчика как отсутствие обоснования методом анализа рынка. Автор поддерживает подобную практику. При этом сам по себе факт использования ценовых предложений от аффилированных лиц не может рассматриваться как нарушение[15], если заказчик делал запросы и иным лицам.
В силу п. 8 Порядка ЛП заказчик обязан использовать минимальную из полученных цену для расчета методом анализа рынка. Использование средней цены недопустимо.
Также следует помнить, что при осуществлении закупок заказчик обязан использовать ЕСКЛП в т. ч. при определении НМЦК[16]. А значит, при расчете заказчик должен перевести цену за упаковку в цену за единицу измерения согласно ЕСКЛП, что иногда сделать непросто.
К примеру, цена лекарственного препарата, сопровождаемого регистрационным удостоверением ЛП-№ (002322)-(РГ-RU), составляет 115,06 руб. Согласно данным ГРЛС, лекарственный препарат, сопровождаемый регистрационным удостоверением № ЛП-№ (002322)-(РГ-RU), имеет дозировку 100 мг/5 мл (т. е. 20 мг/мл). Масса суспензии 16,5 г. В соответствии с ЕСКЛП единица измерения — мг (действующего вещества). Как осуществить расчет?
Обратимся к инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.
Следовательно, на 5 мл суспензии приходится 3,75 г массы порошка. А всего во флаконе (в упаковке) 16,5 г порошка. Следовательно, в одном флаконе действующего вещества:
100 × (16,5/3,75) = 440 мг Азитромицина.
При цене в 115,06 руб. за флакон цена мг действующего вещества, соответственно, равна: 115,06/440 = 0,26 руб.
Во избежание ошибок автор полагает целесообразным, чтобы расчет выполнял специалист с фармацевтическим или медицинским образованием.
Закупки у единственного поставщика
Отдельной проблемой является необходимость применения Приказа № 1064н при осуществлении закупок у единственного поставщика[17], в т. ч. по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[18]. Как действовать заказчику, если по итогам расчета цена контракта настолько низкая, что ни один из поставщиков не соглашается заключить контракт с заказчиком?
Формальный ответ: проводить конкурентную закупку до тех пор, пока не будет заключен контракт.
Другой вариант: указать в спецификации контракта на конкретное торговое наименование препарата, имеющегося в наличии у поставщиков на момент запроса ценовой информации, и применить указанные в п. 2 Порядка ЛП методы в отношении такого торгового наименования[19].
Невыполнение требований Приказа № 1064н при расчете цены контракта квалифицируется контролерами в качестве нарушения довольно давно.
Пример
Контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Расчет ЦКЕП на поставку лекарственных препаратов для лечения коронавирусной инфекции был признан неправомерным, поскольку заказчик рассчитал цену исключительно на основании метода анализа рынка (по коммерческим предложениям) без учета тарифного метода и средневзвешенной цены. Контролеры квалифицировали действия заказчика как неэффективное расходование средств. Суды согласились[20].
Более того, даже определение конкретного единственного поставщика (к примеру, по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) не отменяет и не изменяет необходимость применения специального порядка определения НМЦК[21].
По мнению автора, приведенные выше доводы свидетельствуют о необходимости корректировки Приказа № 1064н.
Выводы
Приказом № 1064н установлен крайне сложный и невероятно трудоемкий процесс определения НМЦК, который под силу только специалисту, обладающему глубокими знаниями законодательства как в обращении лекарственных средств, так и в сфере закупок. Целесообразность сохранения положений нормативного акта в незыблемом виде, как представляется автору, отсутствует.
Приказ № 1064н был подготовлен еще в 2019 г. (до эпидемии коронавируса, до санкций 2022 г.), т. е. практически в прошлую эпоху, когда требование минимально возможной цены было обоснованно. В 2024 г. гораздо большей ценностью, как полагает автор, является доступность (постоянное наличие) лекарственных препаратов в медицинских учреждениях, а не гарантия минимальной цены с несколькими итерациями повторных процедур.
Закупки у единственного поставщика в рамках п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и вовсе целесообразно исключить из-под сферы действия Приказа № 1064н или ограничить его применение только методом анализа рынка.
Автор статьи:
Григорий Александров
[1] См. постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] В т. ч. начальной цены единицы лекарственного препарата в случае закупки «без объема».
[3] П. 4 Порядка ЛП.
[4] https://grls.rosminzdrav.ru/PriceLims.aspx.
[5] См. Александров Г. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты: применение в рамках Закона № 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2024. № 3.
[6] «О внесении изменений в закон „Об обращении лекарственных средств“ в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП».
[7] В т. ч. начальной цены единицы лекарственного препарата в случае закупки «без объема».
[8] «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
[9]«Об утверждении особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».
[10] «Об особенностях обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов».
[11] «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 441».
[12] В т. ч. начальной цены единицы лекарственного препарата в случае закупки «без объема».
[13] См. постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2023 № 16-6203/2023.
[14] См. постановления Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2022 по делу № 16-4556/2022, от 27.06.2022 по делу № 16-4554/2022.
[15] Аналогичный вывод сделан в письме Минфина РФ от 18.05.2020 № 24-03-08/40635.
[16] См. письмо Минздрава России от 17.11.2020 № 18-2/И/2-17599.
[17] О распространении положений Приказа № 1064н на закупки у единственного поставщика указывает как сам приказ, так и судебная практика (см. постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 № 16-1027/2021).
[18] См. письмо Минфина России от 14.02.2022 № 24-06-08/9965.
[19] Отметим, что автор не встречал подтверждений допустимости таких действий в правоприменительной практике, поэтому перед следованием указанной рекомендации логично уточнить позицию своего контрольного органа.
[20] См. постановление АС Дальневосточного округа от 24.12.2021 по делу № А24-2726/2021.
[21] См. постановление Девятого ААС от 22.05.2024 по делу № А40-281296/2023.
[SF1]Не очень тут вообще понятно, что к чему. не уверена, нужна ли тут запятая или нет и вообще как тут что должно быть, именно из-за неясности смысла. проверьте