22 июня 2016 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (законопроект № 1036078-6) Текстом указанного закона государственные и муниципальные унитарные предприятия исключаются из числа заказчиков, подпадающих под действие закона Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и переводятся под регулирование Закона о контрактной системе. Исключение будут составлять только закупки за счет безвозмездно и безвозвратно передаваемых грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки, осуществляемые в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения предусмотренных обязательств. Для проведения закупок – исключений в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ необходимо принятие и размещение в ЕИС положения о закупках. До 31 декабря 2016 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении закупок – исключений, осуществляемых в 2017 году. Указанные правовые акты должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в ЕИС. При этом для случая исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ) в случае привлечения субисполнителей применяется Закон о контрактной системе. Соответствующие изменения вносятся в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования и централизации закупок также распространяются текстом поправок на государственные, муниципальные унитарные предприятия. Текстом принятого закона уточнено, что формирование государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ для казенных учреждений не относится к правилам нормирования. При закупке ГУПами, МУПами услуг по выдаче банковской гарантии контракт может быть заключен с единственным исполнителем. Текстом закона установлено, что до 31.12.2016 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны: - создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего; - осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы; - зарегистрироваться в единой информационной системе. Срок вступления закона в силу - 1 января 2017 года. Инициатива Минэкономразвития, касающаяся внесения в данный законопроект также нормы о распространении действия Закона о контрактной системе на автономные учреждения и фонды не учтена в принятом в третьем чтении законе. Дополнительная информация: По данным Минэкономразвития России, в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 3 686 государственных унитарных предприятий и 8 209 муниципальных унитарных предприятий, совокупный объем которых в 2014 году составил 1,844 трлн. рублей. При этом государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", положения которого позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. Зачастую, заказчики при формировании закупочной политики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика, что негативным образом отражается на обеспечении прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок. По итогам мониторинга закупок государственных и муниципальных предприятий выявлено, что преобладающими способами закупок в 2014 году стали "закупка у единственного поставщика" (20,1%) и "иные неконкурентные способы" (62,3%).
Читать первоисточник: НАИЗ (23.06.2016)