По информации Ассоциации Участников Закупок, в сознании общества государственные заказы делятся на черные и белые: хорошие и плохие. Причем 90% госзаказов люди относят к коррупции, и только 10% к законным процедурам. На практике все не так – утверждают представители ассоциации. «Только 15% государственных торгов являются полностью коррумпированными. К ним относятся так называемые «политические» заказы стоимостью в несколько миллиардов рублей. 10% действительно приходится на «белые» закупки. Но оставшиеся 75% торгов вовсе не «черные», а «серые» - заявил руководитель образовательного центра АУЗ на бесплатном вебинаре для членов ассоциации. Серые закупки – это торги с небольшими суммами контрактов, которые организаторы не рискуют захватить полностью под свой контроль, - пояснил эксперт. Чиновник или руководитель департамента со стороны заказчика боится потерять доходное место из-за небольшого контракта. В любой момент он готов отказаться от корыстных планов и передать сделку любому участнику, без дальнейших преследований победителя. Но в случае, если честные участники рынка проявят «слабину», обязательно воспользуется положением и заключит сделку с аффилированным лицом. Поэтому размах коррупции зависит не от наглости или коррумпированности заказчиков, а от самих участников электронных торгов, которые в 75% случаев не уверены в своих силах и фактически сами порождают «серые» госзаказы. Ведь на практике участники могут повлиять на исход любой государственной закупки. Но предпочитают не предпринимать действий в свою защиту из-за юридической безграмотности, неуверенности, а зачастую и обычной лени. Ведь проще заявить, что торги «коррумпированы», чем потратить пару часов на защиту своих прав, - считает руководитель образовательного центра. Также в обществе принято считать, что главным контролером электронных госзакупок является государство, ФАС и прокуратура. Это еще одно массовое заблуждение. Перечисленные контролирующие органы де-факто являются лишь рычагами воздействия на недобросовестных заказчиков. Они не отслеживают каждую закупочную процедуру. Это физически невозможно из-за огромного количества проводимых торгов. Поэтому главным контролером законности процедур являются сами участники рынка. Пришла компания на аукцион – значит сама и следит, чтобы действия заказчика были законными. Когда участники осознают этот простой факт, объем «белых» закупок увеличится с 10% до 85%, - уверен специалист. Возможности для самоочищения у рынка государственных закупок имеются достаточные. Законодатели наделили каждого участника необходимыми инструментами. Первое оружие против сговора – заявка на разъяснение. Второе – жалоба в ФАС. Третье – жалоба в суд. Используя все три оружия против коррумпированных чиновников можно быстро очистить весь рынок. Тогда вопросы об эффективности Федерального закона №44, регламентирующего процедуры госзакупок и разговоры о доработке этого закона исчезнут сами собой – уверен руководитель образовательного центра. Официальное мнение АУЗ поддерживают представители Центра Заключения Контрактов, который за последние несколько лет принял участие в нескольких десятках тысяч торгов. Специалисты ЦЗК заявили, что 95% успеха в госторгах – это правильная подача электронной заявки и получение допуска. Лишь 5% определяют, станет допущенный участник победителем или нет. Ведь сама процедура определения победителя достаточно простая: по самой низкой цене. Конечно, здесь также имеются хитрости и нюансы, которыми пользуются нерадивые заказчики, но их значительно меньше, чем на этапе отбора участников. Поэтому при готовности потратить немного времени на защиту своих интересов, можно рассчитывать на победу фактически в 90% электронных аукционов в госзаказе – уверены специалисты ЦЗК.
Пресс-служба Ассоциации Участников Закупок
тел: +7 (968) 836-30-49 e-mail: press@a-u-z.ru сайт: www.a-u-z.ru
Справка: «АССОЦИАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК» – некоммерческое объединение. Основа деятельности Ассоциации - представление и защита интересов членов АУЗ в сфере государственных и коммерческих закупок. Уполномоченные представители Ассоциации занимаются общественным контролем соблюдения законодательства РФ и других нормативных актов в контрактной системе организации закупок на основании ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Также АУЗ руководствуется интересами российской экономики, представителей малого и среднего бизнеса.