7% госзаказов исчезают из систем поиска благодаря ловкости чиновников. Самые хитроумные методы борьбы с чиновниками, укрывающими государственные заказы в электронных закупках, не защищают от мошенничества в этой сфере. Около 7% госконтрактов остаются скрытыми от «посторонних глаз». Причем речь идет не о секретных контрактах по финансированию оборонной промышленности - а рядовых госзакупках, которые опытные заказчики ловко прячут от поисковых фильтров на торговых площадках. С таким заявлением выступил в начале декабря вице-президент Ассоциации Участников Закупок Павел Друкер. «Госзаказчики используют различные ухищрения чтобы уменьшить количество потенциальных участников торгов. Ведь чем меньше участников - тем больше вероятность, что победит «нужная» компания», - отметил эксперт. Среди основных способов сокрытия госзаказов П. Друкер назвал подмену букв в названиях лотов (умышленные опечатки в ключевых словах), использование английской и русской раскладки клавиатуры одновременно (этот метод, несмотря на программные доработки торговых площадок продолжает эффективно использоваться), подмену отрасли при размещении заказов, смену региона (когда московская организация размещает заказы от имени своего филиала) и т.д. Благодаря этим ухищрениям, поисковые системы на 5 государственных торговых площадках и на 1 государственном портале - выдают при поисковых запросах только 93% от всех имеющихся предложений. Недостающие 7% поисковые фильтры не показывают в результатах выдачи, потому что просто «не видят» их. Тем не менее, вице-президент отметил, что методы борьбы с госзаказами-невидимками существуют. Главное средство – использование программ-парсеров, которые автоматически проводят мониторинг Интернета и копируют все предложения в единую базу. В зависимости от функционала программ и настроек, пользователь может собрать информацию сразу из нескольких тысяч источников. Максимальное количество предлагаемых источников на рынке: 9000. Однако представители Ассоциации Участников Закупок называют эту цифру завышенной. По информации одного из членов ассоциации, который разрабатывает аналогичное программное обеспечение, реальная цифра на уровне 7000 источников. При этом представители разработчика: Центра Заключения Контрактов отмечают, что существует множество компаний, которые собирают информацию всего с 50 торговых площадок, но представляют их потенциальным клиентам как «десятки тысяч» торговых площадок. Выявить таких обманщиков достаточно просто – советуют опытные специалисты ЦЗК: достаточно сравнить количество найденных лотов на государственных торговых площадках с выдачей частной базы данных. В специальной программе должно быть значительно больше лотов. Кроме того, у добросовестного разработчика некоторые лоты будут отличаться по названию, иметь исправления умышленных ошибок по тексту и т.д. Ведь каждый лот у добросовестного разработчика проходит ручную модерацию. Именно это позволяет сделать видимыми спрятанные аукционы. Обилие фильтров – еще одно важное достоинство специализированных программ, выявляющих тендеры-невидимки. Если традиционные фильтры позволяют выбирать лоты по названию, отрасли, региону, дате размещения и цене – то уникальные программы предлагают более широкие методы фильтрации. Среди дополнительных удобств может быть поиск по вложенной технической документации, выборка по актуальности предложений (план закупок, действующие торги или завершенные заказы), фильтры по названию победителя, заказчика и т.д. Кроме того, некоторые инструменты позволяют исключить ненужные значения: отрасли и названия. Это дополнительно помогает отсеять ненужные предложения и получить в поисковой выдаче только самые необходимые торги, в которых действительно имеет смысл участвовать. Как отметил Павел Друкер: «Умные системы экономят ваше время на изучении десятков тысяч лотов, помогают обнаружить скрытые торги, участие в которых очень привлекательно. Ведь кроме вас и «подставной» компании среди участников не будет никого. А значит – шансы на победу автоматически возрастают». Тем не менее, подчеркнул эксперт, даже самые умные программы пока не позволяют выявить 100% предложений. 3 процента электронных закупок навсегда останутся невидимками, так как мошенники ежедневно изобретают новые способы обмана поисковых фильтров.
Пресс-служба Ассоциации Участников Закупок
тел: +7 (968) 836-30-49 e-mail: press@a-u-z.ru сайт: www.a-u-z.ru
Справка: «АССОЦИАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК» – некоммерческое объединение. Основа деятельности Ассоциации - представление и защита интересов членов АУЗ в сфере государственных и коммерческих закупок. Уполномоченные представители Ассоциации занимаются общественным контролем соблюдения законодательства РФ и других нормативных актов в контрактной системе организации закупок на основании ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Также АУЗ руководствуется интересами российской экономики, представителей малого и среднего бизнеса.