Российским организациям, которые работают за границей, облегчили доступ к закупкам по 44-ФЗ. Теперь, если сумма закупок не превышает 100 тыс. руб., они могут провести их у единственного поставщика без ограничения по цене контракта. Эксперты Т94 предупреждают, что благодаря поправке к закону, недобросовестным юрлицам открылись широкие возможности для мошенничества.
Закон, согласно которому российские организации, осуществляющие свою деятельность за рубежом, могут проводить закупки у единственного поставщика, был принят в начале января 2017 г. Сейчас есть опасения, что доля таких закупок в результате составит 100%. По словам Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, практика показала, что у организаций, работающих на территориях иностранных государств, нет реальной конкуренции поставщиков. В основном система снабжения этих организаций построена таким образом, что есть одна-две компании, которые и поставляют все необходимое.
"Данная поправка Президента РФ к федеральному закону фактически отменяет любые ограничения на объемы закупок со стороны отечественных компаний-заказчиков, размещенных за рубежом. Очевидно, что в первую очередь эта поправка нацелена на обеспечение интересов какой-то конкретной компании или военной организации действующей на территории другого государства, - рассказали Т94 в Ассоциации Участников Закупок (АУЗ). – Можно предположить, что поправка временная и будет отменена по истечении времени".
При этом эксперты предупреждают, что эта поправка открывает широкие возможности для недобросовестных юрлиц, которые держат свои счета в зарубежных оффшорных зонах. "Для них это коротенькое предложение в 22 слова (текст поправки – прим. ред.) – подарок судьбы, создающий новые условия для беспрепятственного вывода прибыли в обход Российской налоговой инспекции. Поэтому укрепление и лоббирование подобных законодательных инициатив под любыми "благими" предлогами будет происходить и в дальнейшем", - поясняют в АУЗ. Там же добавляют, что такие инициативы находят активную поддержку у политиков, которые в угоду сиюминутному улучшению отношений с иностранными "партнерами" или реализации краткосрочных задач готовы проталкивать подобные идеи по внутрипартийной линии.
Эксперты не сомневаются, что поправка к закону о контрактной системе повлияет на увеличение объемов закупок у единственного поставщика и приведет к оттоку налогооблагаемой базы. В итоге все это повлияет на снижение доходной части федерального бюджета России в целом.
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, уточняет, что согласно поправке, на иностранных заказчиков при закупках не распространяется только ограничение в части установления цены контракта до 100 тыс. руб. Все остальные ограничения для таких заказчиков обязательны. В качестве примера Сергей Катырин приводит требования к годовому объему закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ: "Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Таким образом, согласно новым правилам, заказчики, работающие за рубежом, действительно, смогут увеличить долю закупок у единственного поставщика, но с учетом ограничений, прописанных в законе".
Вероятно, что новая поправка в контрактной системе коснется по большей части крупных федеральных заказчиков. Однако, комментировать его они не берутся. Эксперты объясняют, что в сложившейся непростой ситуации заказчики выглядят неприглядно. Большинство сходятся во мнении, что поправка была одобрена в обход Федеральной антимонопольной службы РФ.
Читать первоисточник: Торг 94 (13.01.2017)