Государственная Дума РФ рассматривает очередные поправки к 44-ФЗ. На этот раз они касаются исполнителей госконтракта. Поставщиков хотят обязать сообщать заказчику сведения обо всех субподрядчиках. При этом цена контракта теперь не имеет значения. О дальнейших действиях заказчика в документе ничего не сказано.
Согласно документу, поставщики, подрядчики и исполнители независимо от цены контракта будут представлять заказчику сведения о субподрядчиках по всем договорам. Также заказчикам нужно будет направлять и копии заключенных договоров. "Из текста не понятно, какие дальнейшие действия должен предпринять заказчик, что ему делать с полученной информацией", - замечают эксперты из Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).
Сейчас исполнители госконтрактов должны отчитываться перед заказчиками о своих субподрядчиках только если начальная (максимальная) цена закупок выше 1 млрд руб. Причем это условие касается закупки для обеспечения федеральных нужд. Но есть и еще один случай, когда поставщик должен отчитаться – это если закупка свыше 100 млн руб. для нужд субъектов и муниципальных целей. При всех обозначенных закупках представлять сведения нужно только о субподрядчиках, цена договора с которыми превышает 10% цены контракта. Размер ответственности за непредоставление такой информации установлен в Законе о контрактной системе. Так, с исполнителя взыскиваются пени в размере 1/300 действующей на дату их уплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены договора с субподрядчиком. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения обязательства.
По словам Сергея Фахретдинова, руководителя комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, введение системы отчетности исполнителей по госконтракту оправданно. Он считает, что ее нужно будет контролировать. Сделать это можно с помощью Единой информационной системы (ЕИС), где в скором времени будут отражаться все закупки в электронном виде. "Раскрытие информации о подрядчиках и субподрядчиках будет способствовать конкуренции среди них. Это создаст понимание, что работают не аффилированные зависимые структуры, а добросовестные производители из числа малого и среднего бизнеса. В свою очередь, бизнес будет улучшать качество производимых продуктов и услуг, чтобы участвовать в закупке и получить лучший контракт", - пояснил Т94 эксперт.
Сейчас информация о непредставлении сведений о субподрядчиках и так видна в ЕИС. Однако, если поставщик не подал таких данных, это никак не отразится на заключенном контракте. Контракт по-прежнему остается действительным.
Эксперты НАИЗ полагают, что раскрытие информации о субподрядчиках – позитивная мера с точки зрения предотвращения коррупционных схем, связанных с заключением контрактов с юридическими лицами, которые фактически не способны выполнить обязательства по контракту и передающими его полностью на субподряд. В НАИЗ тоже считают, что всю информацию целесообразно размещать публично в ЕИС, а не только передавать заказчику. "Соответствующий законопроект, предусматривающий указание наименования и местонахождения субподрядчика и его ИНН, уже был ранее разработан Министерством экономического развития РФ, но сейчас не принят. Этой информации будет достаточно для раскрытия сведений о привлекаемых субподрядчиках, без публикации самих договоров", - поделились с Т94 эксперты НАИЗ.
В Минэкономразвития РФ одобряют законопроект, полагая, что он направлен на повышение прозрачности заключения и исполнения контрактов. "Мониторинг контрактной системы показывает, что субподрядные схемы могут применяться как недобросовестными заказчиками, так и недобросовестными поставщиками. Практика регулирования закупок свидетельствует, что максимальное раскрытие информации является наиболее эффективным средством противодействия коррупции. Безусловно, необходимо оценивать издержки на реализацию предлагаемых мер. Оптимальным вариантом, является расширение возможностей Единой информационной системы для автоматизации раскрытия информации о цепочке субподрядчиков, привлекаемых к исполнению договора", - заявили в министерстве.
Что же касается малого бизнеса, у которого могут возникнуть сложности с доступом к госзакупкам, в случае принятия поправок, то эксперты предлагают несколько схем работы. "Если предусмотреть при проведении закупок крупного объема возможность проведения определения поставщика на субподрядные работы (так называемые торги "второго уровня"), то это может только привлечь к участию в госконтрактах субподрядчиков из малого бизнеса, - комментируют в НАИЗ. – Этот шаг позволит субъектам малого предпринимательства принимать участие в крупных заказах, которые подразумевают большой комплекс сложных работ и значительный размер обеспечения".
По мнению Ярослава Вахитова, руководителя проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), в случае введения отчетности, ее будет необходимо контролировать. Сделать это можно при помощи штрафов за непредставление сведений обо всех субподрядчиках. Но поскольку малый бизнес и так страдает от бумажной волокиты, то целесообразно установить лимит – до 15 млн руб., по которому не будет требоваться информация о соисполнителях и субподрядчиках.
Еще в марте 2015 г. депутаты от "Единой России" и члены Общероссийского народного фронта предлагали на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, согласно которому были определены меры по усилению наказания за хищения на госконтрактах. Помимо ужесточающих мер, законодатели планировали подкорректировать саму систему госзакупок. Законопроект обязывал поставщиков сообщать обо всех субподрядчиках для исключения махинаций с неспособными выполнить подряд исполнителями. Еще раньше предлагалось обнародовать все данные по субподрядчикам общественным контролерам, однако закон о контрактной системе обязывает раскрывать такую информацию именно заказчику. Поправки к закону тогда так и не были приняты. До сих пор честность тендера зависит только от добросовестности его организатора.
Читать первоисточник: Торг 94 (19.01.2017)