В этом номере:
С.В. Грузин рассматривает в своей статье «Коллективное участие в закупках по Закону № 223-ФЗ». Указанная проблематика вызывает немало вопросов у заказчиков: например, можно ли запретить участие нескольких лиц на стороне одного участника закупки? Как правильно заключить контракт с коллективным участником – следует ли подписать его с каждым членом «коллектива», или же с каким-то одним из них, которых будет действовать от имени остальных и нести общую ответственность за исполнение обязательств по контракту? Участникам закупок также может быть небезынтересно, каким образом можно оформить отношения между лицами, коллективно подающими заявку на участие в закупке. Обо всём этом и многом другом вы узнаете из предлагаемой статьи.
О.Ю. Гурин предлагает вниманию специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок статью «Запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров к участию в закупках: подтверждаем соответствие». Как известно, Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков требовать от участников закупки представления документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке товаров, если при проведении закупки устанавливались запреты, ограничения или условия допуска иностранных товаров. Однако конкретные запреты и ограничения не всегда указывают, какие это могут быть документы, что нередко ставит участников контрактной системы в затруднительное положение. А в тех случаях, когда подтверждающие документы однозначно определены, необходимо принимать во внимание различия в правилах их выдачи, поскольку такие правила существенно изменяются от одного запрета/ограничения к другому. Даже такая простая, на первый взгляд, процедура, как декларирование страны происхождения товара участником закупки, оборачивается конфликтными ситуациями при проведении электронных аукционов, поскольку не вполне понятно, должна такая декларация дублироваться во второй части заявки или же в этом нет необходимости. Вот примерный круг вопросов, освещаемых в статье.
А.В. Удалихин написал «О некоторых основаниях взыскания убытков заказчиками». Рассматриваются такие случаи, как взыскание разницы в цене между расторгнутым контрактом и контрактом, который был заключен с иным исполнителем по более высокой цене; взыскание расходов на устранение нарушений, допущенных при исполнении контракта; предъявление регрессивных требований о возмещении убытков, а также взыскание убытков, причиненных действиями третьих лиц. Статья будет полезна специалистам в сфере закупок независимо от того, какой закон – 44-ФЗ или 223-ФЗ – применяется для осуществления закупок организацией-работодателем.
Как совместить требования правообладателей программ автоматизации учетной деятельности («1С», «ПАРУС» и т.д.) к компетенции лиц, оказывающих услуги по их комплексному сопровождению, с имеющимися в Законе № 44-ФЗ запретами устанавливать требования к трудовым ресурсам участников закупок? Самый очевидный путь – закрепить требования правообладателей в качестве требований к исполнителю контракта, а не к участнику закупки. Подробнее об этом рассказывается в статье О.Ю. Гурина «Закупаем услуги по сопровождению программ автоматизации учетной деятельности», которая представляет собой обзор правоприменительной практики по указанной проблеме.
Д.В. Исютин-Федотков обратился «К вопросу об электронной форме корпоративных закупок». В статье излагаются точки зрения различных компетентных органов государственной власти (ФАС России, Минэкономразвития России) по вопросу осуществления закупок в электронной форме. Как известно, основной парадокс таких закупок заключается в том, что заказчик самостоятельно определяет, что является закупкой в электронной форме, однако при этом действует законодательно установленная ответственность за нарушение такой формы.
Также в номере представлен обзор изменений в нормативном регулировании контрактной системы, вступивших в силу после 01.01.2017.