Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст поправок к Законопроекту № 623906-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме).
Законопроект № 623906-6 предусматривает внесение изменений в положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Из пояснительной записки к обозначенному документу следует, что предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, касающиеся регламентации процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры). Данные процедуры обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников закупок в форме документов на бумажных носителях.
Предлагается установить механизм подачи заявок в электронной форме, состоящих из нескольких частей, что позволит с применением программно-аппаратных средств электронной площадки обеспечить поэтапное рассмотрение заявок в целях повышения конфиденциальности участников закупок.
Кроме того, в соответствии с законопроектом предполагается автоматизация программно-аппаратными комплексами электронных площадок следующих процедур по этапам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
- автоматическое направление заказчику заявок (по частям) в установленные сроки и обеспечение открытия доступа к ним;
- формирование протоколов оценки заявок по этапам их рассмотрения;
- рассылка в личные кабинеты участников закупки информации о полученных ими баллах и лучшей оценке по результатам рассмотрения всех заявок;
- проведение переторжки (процедуры улучшения ценового предложения) автоматическое ранжирование ценовых предложений;
- формирование итогового протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следует отметить, что при проведении электронных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) только два этапа таких процедур будут осуществляться непосредственно членами комиссий. Указанными этапами, которые не могут быть автоматизированы, являются экспертная оценка предложений по качеству и оценка квалификации участника. Результаты таких оценок будут вводиться в программно-аппаратный комплекс электронных площадок членами комиссий в личном кабинете заказчика в «ручном» режиме.
При этом необходимо учитывать, что экспертная оценка предложений участников по качеству и квалификации является основным преимуществом конкурсов, которое позволяет определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предложивших наилучшие условия исполнения контрактов, в том числе в высокотехнологичных сферах.
В целях минимизации субъективного фактора при оценке заявок со стороны членов комиссий сведения о ценовых предложениях участников закупки будут раскрываться только в итоговом протоколе, который формируется электронной площадкой автоматически.
Авторы законопроекта уверены, что такие меры существенно сократят возможности для сговора между заказчиками и участниками закупки, а также участников закупок между собой. А также реализация законопроекта существенно сократит временные и финансовые издержки всех участников закупок, а также будет способствовать увеличению числа потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за счет возможности подачи заявок на участие в закупах в форме электронного документа в любое время суток из любого субъекта Российской Федерации, в том числе находящегося на значительном удалении от заказчика.
Проведение таких процедур позволяет повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, что может способствовать снижению коррупционных рисков, а также рисков сговора между участниками закупок.
Кроме того, опыт реализации электронных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» позволяет оценить возможный экономический эффект от их внедрения.
Так, по данным официального сайта www.zakupki.gov.ru, при проведении электронных конкурсов заказчиками, подпадающими под действие указанного Федерального закона, средний размер экономии составляет 11,8 процента.
При проведении открытых конкурсов в соответствии с Законом № 44-ФЗ средний размер экономии составляет, по данным 2014 года, составляет 4,9 процента.
Таким образом, ожидаемый прирост экономии при переходе на электронные конкурсы составляет 6,9 процентного пункта. В рублевом выражении с учетом объема контрактов, которые заключаются ежегодно путем проведения открытых конкурсов, данная дополнительная экономия оценочно может составить до 72,9 млрд. рублей.
Кроме того, среднее количество заявок, поддаваемых на конкурсы, проводимые в электронной форме в 1,8 раза превышает среднее количество заявок, подаваемых при проведении «бумажных» конкурсов.
Внедрение электронных процедур создаст дополнительные стимулы для развития информатизации органов государственной власти и местного самоуправления.
Проведение конкурсов в электронной форме предусмотрено Соглашением «О государственных (муниципальных) закупках» от 9 декабря 2010 г., подписанным Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, и позволяет облегчить взаимный доступ поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к государственным и муниципальным закупкам сторон указанного Соглашения.
Законопроектом предусмотрено использование уже функционирующих электронных площадок, что позволит заказчикам и участникам закупок в короткие сроки начать применять электронные процедуры за счет реализации отработанных механизмов аккредитации на электронной площадке и заключения контрактов в электронной форме на сайте оператора электронной площадки.
Читать первоисточник: zakupki-portal.ru (31.03.2017)