ФАС раскритиковала эксперимент Минздрава по закупке лекарств.
Идея Минздрава по внедрению риск-шеринга — возвращения поставщиком лекарства денег в случае неэффективности терапии — вызвала претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ведомство увидело ограничение конкуренции в участии в эксперименте препаратов, имеющих аналоги на рынке, а также угрозу дискриминации поставщиков в случае формирования разных условий проведения пилотного проекта в регионах. Впрочем, в Минздраве заверяют, что критикуемые ФАС условия уже не актуальны — они содержались в одной из заявок на участие в конкурсе.
ФАС раскритиковала предложенный Минздравом механизм риск-шеринга — вчера ведомство опубликовало свою позицию по вопросу его внедрения. Как ранее заявлял Минздрав, пилотный проект, предусматривающий зависимость оплаты поставленных лекарств от эффективности лечения, должен стартовать в этом году в трех регионах — Москве, Московской и Калужской областях. Участвовать в эксперименте будут четыре препарата. Как в январе пояснял гендиректор Центра экспертизы и контроля качества медпомощи Минздрава Виталий Омельяновский, стоимость препаратов будет оплачивать государство — но при отсутствии эффекта от лечения компания обязана будет вернуть деньги.
ФАС настаивает на том, что такие эксперименты возможны "только для монопольных препаратов". В ведомстве полагают, что участвовать в эксперименте должны лишь запатентованные и инновационные лекарства, не имеющие аналогов, а также не включенные в перечень ЖНВЛП. "ФАС неоднократно информировала Минздрав" о недопустимости реализации пилотных проектов с участием препаратов, имеющих аналоги, в силу их "явного антиконкурентного характера", говорится в заявлении ведомства. Участвующий же в эксперименте противораковый препарат абиратерон имеет четыре аналога. По словам начальника управления контроля соцсферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, проведение эксперимента без учета замечаний "может привести к негативным последствиям для бюджетной системы, невозможности контроля эффективности терапии и ограничению конкуренции".
Также ФАС беспокоит то, что обязанность поставщика при определенных условиях безвозмездно передать заказчику дополнительное количество препарата, необходимого для продолжения курса терапии в течение года, может быть "невыполнимой для отдельных поставщиков". Определение регионами условий пилотного проекта и порядка контроля эффективности терапии, добавляют в ведомстве, может привести к дискриминации поставщиков.
В Минздраве "Ъ" заявили, что документ, на котором основано заключение ФАС, "утратил свою актуальность, поскольку является предварительной заявкой одного из участников конкурса". На вопросы "Ъ" о порядке и условиях отбора поставщиков в рамках эксперимента в ведомстве не ответили.
Как пояснил "Ъ" директор департамента развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, в ведомстве поддерживают идею включения в контракт условия об эффективности лечения — при ее недостижении поставщик предоставит государству компенсацию. При этом применение таких контрактов возможно только в отношении дорогостоящих препаратов. В целом, отмечает господин Чемерисов, риск-шеринг может способствовать снижению стоимости лечения тяжелых заболеваний без ухудшения его качества. Впрочем, по его словам, ключевой проблемой остается обеспечение объективной оценки качества лечения.
Сами фармпроизводители пока претензий к предложенному эксперименту не предъявляют. Как пояснил "Ъ" директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, сейчас нет понимания, как именно этот механизм будет работать,— компании сначала хотят посмотреть, как он будет реализован на практике.
Читать первоисточник: Коммерсант (07.04.2017)