Но эту зону комфорта лучше покинуть.
В законопроект, регулирующий госзакупки фармацевтических ГУПов и МУПов, были внесены поправки. Самой важной можно считать освобождение фармацевтических унитарных предприятий из-под действия 44-ФЗ. Теперь они могут работать по-прежнему. Однако, эксперты Т94 считают, что это не поможет им долго оставаться на плаву.
В Комитете Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству принято решение принять во втором чтении ряд поправок в 223-ФЗ и 44-ФЗ. В частности, предлагается оставить под действием 223-ФЗ закупки фармацевтических МУПов и ГУПов, которые проходят за счет внебюджетных средств, а полученных ими в результате своей деятельности. Поправками также предлагается распространить действие закона № 44-ФЗ исключительно на закупки за счет бюджетных средств.
В Комитете считают, что принятие и реализация нового законопроекта позволит государственным и муниципальным унитарным предприятиям оставаться конкурентоспособными с коммерческими организациями. Причем это касается не только фармацевтических предприятий, но и всех остальных. Акцент сделан именно на фармпредприятиях, так как благодаря внесенным поправкам они смогут достигать своей основной цели – обеспечить граждан необходимыми лекарственными средствами, что в рамках контрактной системы было затруднительно.
По словам экспертов Т94, МУПы и ГУПы даже в новых условиях не смогут конкурировать с коммерческими организациями. Более того, им нужно задуматься о преобразовании в новую организационно-правовую форму.
Станислав Гольдберг, зампредседателя Комиссии по обращению медицинских изделий "Опоры России": "Из общих соображений и пояснительной записки к проекту можно заключить, что ГУПы и МУПы, занимающиеся фармдеятельностью, создаются в местах, где подобная коммерческая деятельность строго говоря не выгодна, и выполняют социальную функцию. Видимо предполагается, что не возникает проблемы осложнения конкуренции, поскольку не с кем конкурировать. С другой стороны, компании с госучастием все попадают под 223-ФЗ".
"Сам по себе формат любого муниципального унитарного предприятия неконкурентоспособен по сравнению с коммерческой структурой. У него очень много ограничений с точки зрения операционной деятельности. К примеру, получить кредит на коммерческих условиях в банке для унитарного предприятия практически нереально. Такие организации в структуре экономики и на рынке проигрывают в конкурентной борьбе, - комментирует Т94 Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма". – Те поправки, которые должны были обязать унитарные предприятия проводить полноценные госзакупки, то есть по 44-ФЗ, поставили бы крест на этой организационно-правовой форме. ГУПы и МУПы не справились бы с этой задачей. А фармпредприятия просто прекратили бы свое существование. То, что сейчас принято решение вернуть их под действие 223-ФЗ – правильный шаг, хотя бы для того, чтобы не допустить разового ухода этих структур с рынка".
Исходя из всех поправок перевода унитарных предприятий туда и обратно, а также из того, как долго шло обсуждение по этому поводу, можно сделать вывод – в существовании такой организационно-правовой формы, как унитарное предприятие, в России никто не заинтересован. По словам Николая Беспалова, собственникам, то есть государству в лице муниципальных образований нужно понять, что с этой формой собственности нужно что-то менять. Речь идет о повышении ее эффективности и по возможности перевода ее в другие организационно-правовые формы. "Во многих регионах этот шаг был сделан, не дожидаясь новых поправок. Потому что под действием контрактной системы эти структуры работать не смогли бы. Например, можно МУП или ГУП в ЗАО, где акционером останется департамент в собственности какого-нибудь региона. Варианты есть, нужно только понимать, что это не быстрый процесс и процедура не простая. В разных регионах он проходит по-разному. В некоторых областях нужно проводить общественные слушания и ждать согласования местных органов власти. Но этот процесс нужно проводить", - подчеркнул эксперт.
В Комитете Госдумы РФ также считают, что новый проект федерального закона сможет урегулировать процедуры расходования средств, полученных от своей деятельности унитарными предприятиями, в том числе в сфере осуществления фармацевтической деятельности. Однако Николай Беспалов замечает, что никто не сможет контролировать этот процесс, а главное – непонятно, зачем это нужно делать. "Аптечная сеть занимается коммерческой деятельностью, и деньги, которые она зарабатывает, реализуя товары, она может направлять на покупку нового товара ли на выплату зарплаты сотрудникам. Зачем здесь нужно было изначально подкреплять инструменты госзакупок с массой процедур, не понятно", - отмечает он.
Ольга Чернова, заместитель генерального директора по правовым вопросам государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки" обращает внимание, что даже финансируемые из бюджета организации могут израсходовать бюджетные средства на закупки по 44-ФЗ, а если они оказывают платные услуги, то выручку с них потратить на закупки по 223-ФЗ. Процедуры проводят такие организации на основании положений о закупках, которые сами разрабатывают. Тогда как унитарные предприятия, не финансируемые из бюджета и зарабатывающие исключительно собственными усилиями, должны расходовать средства по гораздо более жестким правилам. "Хотя организационно-правовая форма и предполагает предпринимательскую деятельность, в условиях жесткого регулирования перевод унитарных предприятий на контрактную систему – это прямое ограничение конкуренции", - отмечает Ольга Чернова.
"Относительно небольшие затраты на акционирование могут сулить большую выгоду и свободу распределения своих бюджетов", – ранее высказался в комментарии Т94 Ярослав Вахитов, руководитель компании МЭЛТОР.
Учитывая разницу в сложности закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, уже не раз озвучивалось, что переход на контрактную систему – это дополнительный стимул для акционирования ГУПов. Новые поправки, скорее всего, лишь ненадолго отсрочат принятие решений: унитарные предприятия либо будут ликвидированы, либо трансформируются в новые организационные формы.
Читать первоисточник: Торг 94 (24.05.2017)