Счетная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.
Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).
Бюджетная отчетность Минпромторга за 2016 год соответствует результатам проверки и представлена в Счетную палату в установленный срок. В тоже время установлены факты, указывающие на недостоверность бюджетной отчетности Министерства за 2016 год. Так, в отчетности не были отражены предъявленные претензии о взыскании штрафов на сумму 46,2 млн руб. и требование о возврате бюджетных инвестиций в сумме 208,5 млн руб. Кроме того, в составе кредиторской задолженности не была отражена субсидия ФГАУ «НИИ «ЦЭПП», предусмотренная графиком к перечислению в срок до 5 декабря 2016 г. в сумме 1,9 млн руб., и не перечисленная по состоянию на 31 декабря 2016 г. По итогам Коллегии Минпромторг проинформировал Счетную палату о внесении соответствующих изменений в бюджетную отчетность.
Минпромторг является ответственным исполнителем по 6 государственным программам Российской Федерации, а также соисполнителем 9 государственных программ. В сфере управления – 22 отрасли промышленности.
В 2016 г. доходы Минпромторга, как главного администратора средств федерального бюджета, составили 5,99 млрд руб. (86,5% уточненного прогнозного показателя), расходы – 318,6 млрд руб. (97,3% бюджетных назначений). Неисполненные ассигнования по расходам по сравнению с 2015 годом увеличились на 3,1 млрд. рублей, или в 1,6 раза, и составили 8,7 млрд. рублей. Основными причинами неисполнения являются: невыполнение контрагентами обязательств по госконтрактам, низкие темпы реализации проектов, несвоевременность представления исполнителями работ документов для расчетов, заявительный характер субсидирования организаций.
Фактическое поступление доходов в 10,5 раз превысило первоначальный прогноз. В общем объеме доходов 65,4% составили доходы от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет (3,9 млрд руб.).
В расходах Минпромторга программные расходы составили 99% (315,5 млрд. руб.), непрограммные расходы – 1% (3,1 млрд. руб.).
Дебиторская задолженность Министерства в 2016 году увеличилась до 45,89 млрд руб. (на 25,8%), Из них просроченная задолженность – 1,6 млрд руб. (рост в 12,8 раз). Кредиторская задолженность увеличилась в 21,9 раз и составила 366,2 млн. руб., просроченная кредиторская задолженность отсутствовала.
В целом проверкой выявлено финансовых нарушений на 6,2 млрд руб. В ходе проверки составлено 11 протоколов об административных правонарушениях на юридических и должностных лиц.
Проверкой установлено, что лимиты бюджетных обязательств до территориальных органов - получателей бюджетных средств Минпромторгом доведены позже сроков, установленных Бюджетным кодексом и постановлением Правительства «О мерах по реализации Закона о бюджете на 2016 год».
Выявлены нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части:
включения при размещении госзаказов на выполнение НИОКР требований, которые привели к ограничению количества участников закупки;
не размещения в единой информационной системе изменений в контракты и отчетов об исполнении контрактов;
не предъявления штрафных санкций к исполнителям за нарушение срока выполнения работ по ряду государственных контрактов.
Проверкой выявлен ряд недостатков, связанных с несоблюдением требований Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ при реализации госпрограмм, а также при формировании уточненных годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм. В ходе проверки отдельные выявленные нарушения Минпромторгом устранены.
Планы реализации и детальные план-графики реализации госпрограмм на 2016 год утверждены не были.
Уточненные годовые отчеты сформированы на основе госпрограмм с изменениями, внесенными уже в 2017 году. Оценка эффективности реализации госпрограмм за 2016 год произведена также на основе измененных документов, вступивших в силу только в апреле 2017 года.
Есть вопросы и по эффективности реализации госпрограмм. Так по программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» были увеличены бюджетные ассигнования почти на 50% (78,4 млрд руб.) по сравнению с утвержденными в паспорте программы. Однако это все же не позволило достичь ожидаемых результатов – из 158 показателей не исполнены 76. Недостижение показателей эффективности отмечается и по другим госпрограмм.
Минпромторгом не обеспечен надлежащий контроль за вводом объектов капитального строительства в эксплуатацию и выполнением функций застройщика, переданных на основе соглашений подведомственным Министерству предприятиям. Так, на 1 января 2017 г. в нарушение сроков, установленных федеральной адресной инвестиционной программой на 2016 г., в рамках 5 федеральных целевых программ не введены в эксплуатацию 42 объекта. Из них 1 объект, подлежащий вводу в 2012 г., 2 объекта – в 2013 г., 4 объекта - 2014 г. По ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» не введены 6 объектов, по ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016 годы – 4 объекта, ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 - 2015 годы – 25 объектов, ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» – 1 объект, ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» – 6 объектов.
Установлены нарушения Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания в части порядка утверждения государственного задания и сроков перечисления субсидий подведомственным учреждениям.
На 1 января 2017 года дебиторская задолженность Фонда развития промышленности по займам, выданным до 2014 года, составила 2,0 млрд руб., из них больше половины - займы, по которым ведется исполнительное производство, или заемщики находятся в стадии банкротства.
Кроме того, в 2016 году Фондом развития промышленности учтена потеря денежных средств в сумме 779,9 млн руб., размещенных в ООО «Судостроительный банк», который в 2015 году признан судом банкротом.
Также Счетной палатой были выявлены факты предоставления субсидий юридическим лицам с нарушением правил их предоставления в части расчета размера субсидии, срока подачи заявки, порядка рассмотрения и предоставления.
Так, субсидии организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, за IV квартал 2016 года предоставлены шести организациям на общую сумму 263,8 млн руб. с нарушением правил: заявки направлены организациями позже установленных сроков; решение о предоставлении субсидии принято Минпромторгом позже установленных сроков; пяти из шести организациям субсидия за IV квартал ранее предоставлялась.
Субсидии производителям троллейбусов и трамвайных вагонов (на компенсацию выпадающих доходов при предоставлении покупателям скидки) в размере 275,0 млн руб. предоставлены ЗАО «Тролза» с нарушением установленного Правилами условия, поскольку на момент предоставления производителем в Минпромторг России заявлений о предоставлении субсидии скидка предоставлена не была.
Кроме того, отмечена низкая организация работы по выполнению предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах.
Коллегия приняла решение направить представление в Министерство промышленности и торговли, информационное письмо - в Федеральную антимонопольную службу, обращение – в Генеральную прокуратуру, а также заключение – в палаты Федерального Собрания.
Читать первоисточник:Счетная плата Российской Федерации (04.07.2017)