Проект реформы их закупок может уйти на новое согласование.
Законопроекты, оформляющие попытку государства сделать прозрачнее закупки госкомпаний и органов власти, вероятно, не будут рассмотрены до конца весенней сессии Госдумы, как того требовал президент Владимир Путин. Документы не попали в перечни проектов, которые Думе предлагалось рассмотреть на последних заседаниях 19 и 21 июля, а источники “Ъ” в правительстве говорят, что рассмотрение перенесено на осень. Это с высокой вероятностью означает начало нового цикла согласования реформы с госкомпаниями: с начала июня они пытаются снять наиболее жесткие нормы правительственного законопроекта. Минфин же, перенявший у Минэкономики контроль закупок, вынужден констатировать: конкуренции при нынешнем законодательстве в этой области становится все меньше.
Правительство, вероятно, не успеет выполнить майское поручение президента провести через Госдуму в весеннюю сессию поправки к законам о госзакупках и закупках госкомпаний. Они оформляют перевод этой деятельности в электронную форму и ужесточение процедур, включая перенос всех обязательных закупок у малого и среднего бизнеса, на жестко контролируемые площадки для госзаказа. Оба документа вчера не вошли даже в повестку заседания совета Госдумы, определявшего перечни проектов, которые законодатели рассмотрят за два оставшихся до конца сессии заседания — 19 и 21 июля.
Косвенно то, что поручение Владимира Путина выполнено не будет, подтверждает и произошедшая вчера замена Минфином официального представителя Белого дома при рассмотрении в Госдуме законопроекта о развитии закупок госкомпаний. Вместо покинувшего на минувшей неделе пост заместителя главы Минэкономики идеолога закупочной реформы Евгения Елина представлять документ по распоряжению правительства от 17 июля (не опубликовано) будет заместитель главы Минфина Алексей Лавров, курирующий развитие контрактной системы в ведомстве. По закону же «О контрактной системе» «официального представителя Минфина не предполагается, поскольку законопроект инициирован депутатами», сообщили вчера в Минфине.
Напомним, господин Елин до увольнения оставался представителем правительства при рассмотрении поправок к ФЗ-223, даже несмотря на передачу в апреле всех полномочий в области госзакупок от Минэкономики Минфину. В структуре Минфина профильный департамент по регулированию закупок весной возглавила бывшая сотрудница ФАС Татьяна Демидова. Сами проекты правительство внесло в Госдуму еще в начале года.
По данным источников “Ъ”, вчера же аппарат Белого дома уведомил министерства, участвующие в обсуждении закупочной реформы, о том, что рассмотрение правительственных законопроектов будет перенесено на осень 2017 года; официально ни сам Белый дом, ни опрошенные “Ъ” ведомства эту информацию не комментировали. По словам собеседников “Ъ”, оба проекта, оформляющие реформу, сдвинуты на осень «за неготовностью» — хотя еще в апреле--мае 2017 года и в Минфине, и в Минэкономики говорили о том, что поправки к закону о закупках госкомпаний согласованы с основными оппонентами Белого дома — крупнейшими заказчиками — и вместе с поправками к закону о госзакупках будут приняты в отведенный президентом срок.
Успех госкомпаний в затягивании реформы закупок, вероятнее всего, вызовет новый этап согласования их текстов между правительством, депутатами и самими госмонополиями. Напомним, еще в начале июня зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с предложением существенно изменить или снять наиболее жесткие поправки к закону о закупках госкомпаний, инициированные Белым домом,— “Ъ” писал об этом 26 июня. Госмонополию тогда перестали устраивать нормы о проведении всех конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса в электронной форме и о проведении закупок по квоте МСП на электронных площадках для госзакупок по 44-ФЗ (вместо корпоративных). При этом перевод всех закупок у МСП в электронную форму был одной из ключевых идей Белого дома по повышению прозрачности этого сектора.
По словам источника “Ъ” в Белом доме, по итогам обращений крупных лоббистов главное правовое управление президента представило большой пакет замечаний к компромиссному варианту документа, и теперь проекты, принятие которых откладывается три года подряд, не будут приняты до выборов: Минфин, вероятнее всего, ограничится расширением перечня закупок, которые должны проводиться на электронных аукционах, об электронных конкурсах власти просто «забудут», а закупки госкомпаний, скорее всего, останутся с прежним регулированием.
Тем временем вчера же Минфин опубликовал первые мониторинги исполнения ФЗ-223 и ФЗ-44 — их ведение министерство унаследовало от Минэкономики вместе с остальными полномочиями по регулированию закупок. При этом Минфин, как ранее и Минэкономики, констатирует, что в действующей системе регулирования закупок госкомпаний (объемом 9,3 трлн руб. за первое полугодие) добиться роста конкуренции правительству по-прежнему не удается: «более 94% закупок осуществляется на неконкурентной основе» и только 5,8% — «путем проведения торгов в соответствии с гражданским законодательством», говорится в документе. Само количество «иных способов» закупок (зачастую маскируют закупки у единственного поставщика) продолжает увеличиваться — в первом полугодии 2017 года оно выросло на 308 способов, до 4780. Также беспокоят Минфин и «случаи заключения заказчиками многомиллиардных договоров с субъектами МСП в целях формального выполнения квоты закупок у таких субъектов» — как договор ПАО ВТБ 24 с ООО «Плаза» на сумму свыше 14,7 млрд руб. Многомиллиардные закупки по квотам малого бизнеса позволяет производить постановление правительства №1352 — в первой редакции постановления предусматривалось, что в качестве закупок у малого и среднего бизнеса засчитываются только конкурентные закупки до 400 млн руб., но против, по словам собеседника “Ъ” в Белом доме, выступила Корпорация МСП. Снижается и конкуренция в борьбе за госзаказ, который регулируется ФЗ-44: по данным Минфина, в годовом выражении среднее число поставщиков на одну закупку упало более чем в полтора раза. Даже в самом конкурентном сегменте закупок объемом до 10 млн руб. в первом полугодии 2017 года на один заказ приходилось 2,7 поставщика против 4,5 в первом полугодии 2016 года.
Читать первоисточник: Коммерсант (19.07.2017)