Не первый раз приходится сталкиваться с последствиями поспешного принятия Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», согласно положениям которого государственные и муниципальные унитарные предприятия должны вести закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ранее мы писали о принятии Федерального закона от 07.06.2017 № 108-ФЗ, которым были внесены поправки в Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ, устанавливающие исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность из под действия Закона №44-ФЗ и их перевода на закупки в рамках Закона №223-ФЗ.
В данной статье речь идет о законопроекте № 231707-7 О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым предложено разрешить государственным и унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения вести закупочную деятельность, руководствуясь положениями Закона №223-ФЗ.
Однако, сразу хочется заострить внимание уважаемого читателя на том, что разрешить проводить закупки таким ГУПам и МУПам в соответствии с положениями Закона №223-ФЗ, предложено только в тех случаях, когда закупка осуществляется этими предприятиями не за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Извлечение из пояснительной записки к законопроекту № 231707-7 |
Распространение положений Федерального закона №44- ФЗ на все закупки унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, повлекло возникновение ряда проблем, которые, в конечном итоге, влекут невозможность обеспечения бесперебойной подачи воды, а, в ряде случаев, сказывается на качестве воды. В силу того, что предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, являются предприятиями жизнеобеспечения, все их проблемы отражаются на гражданах Российской Федерации. Изначально заявленные цели перевода всех закупок предприятий, в том числе осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, под сферу действия Федерального закона №44-ФЗ - обеспечение конкуренции и прозрачности закупок- не дают экономического эффекта и не обеспечивают критерии надежности и качества. Кроме того, сравнительная статистика закупок за 6 месяцев 2017 года показывает, что Федеральный закон №44-ФЗ не обеспечивает ни рост конкурентных процедур, ни рост экономии. Более того, ряд неотложных дорогостоящих работ, которые необходимы для функционирования системы водоснабжения и водоотведения, и которые ранее выполнялись за счет внебюджетных средств, стали невозможны к выполнению по причине неприемлемых условий, установленных Федеральным законом №44-ФЗ. Так, например, в Саратовской области срочно необходимо отремонтировать два водовода со 100- процентным износом, идущие по телу плотины. Процедуру закупки невозможно провести уже в течение шести месяцев. Работы до конца ремонтного сезона не будут выполнены, так как на сегодняшний день даже не заключен контракт. Увеличилось количество поставок некачественного товара (работ, услуг), в результате чего срывается подготовка систем водоснабжения и водоотведения к зимнему периоду. Критическая ситуация сложилась в отношении закупок соли на производство хлора и химических реагентов, которые обеспечивают качество питьевой воды. Товар проверенных поставщиков (производителей), а также сертифицированный, проверенный в лабораториях товар, теперь не может попасть на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, так как он не является самым дешевым. Как результат: снижение качества воды, образование твердых накоплений и отложений в оборудовании и трубах, что приводит их преждевременному износу. Согласно пункту 8 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действующей с 01.01.2017 года, план закупок формируется государственными унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи. Пункт 4 вышеуказанной статьи предписывает формировать планы закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 7 данной статьи, план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, ряд государственных и муниципальных унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения не являются получателем бюджетных средств. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 2 Федерального закона 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Государственные и муниципальные предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обеспечивают реализацию приоритетной задачи государства по обеспечению населения питьевой водой и услугами по водоотведению. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», население должно обеспечиваться бесперебойным круглосуточным холодным водоснабжением и водоотведением с постоянным соблюдением соответствия качества холодной воды требованиям санитарных правил и норм. Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара влекут отсутствие возможности у унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, эффективно реагировать на воздействие факторов внешней среды таких как: резкий перепад температуры, обильные осадки, резкое ухудшение качества водоисточников, изменение химического состава воды в водоисточниках и пр. Установленный Федеральным законом №44-ФЗ запрет на указание наименования товара также влечет невозможность осуществления строительно-монтажных работ на сетях водоснабжения и водоотведения, проектная документация по которым согласована учреждением государственной экспертизы с конкретными наименованиями, что ставит под угрозу срыва качество и сроки проведения таких работ. |
Учитывая изложенное в пояснительной записке, авторы законопроекта № 231707-7 считают, что принятие предложенных поправок в Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ позволит государственным и муниципальным предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения оставаться конкурентоспособными с иными коммерческими организациями и достигать целей, в соответствии с которыми данные унитарные предприятия были созданы.
Читать первоисточник: Информационный портал закупок (21.07.2017)