• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 27 июля 2017
    Государственных гражданских служащих будут регулярно направлять на ДПО при помощи госзаказа.

    В понедельник, 24 июля 2017 года Совет Федерации рассмотрел и одобрил законопроект № 87674-7, принятый ранее Государственной Думой Российской Федерации.

    Принятым законом устанавливается новый подход к профессиональному развитию государственных гражданских служащих. Теперь, в течение всего периода службы, они будут регулярно получать новые знания и навыки, а также совершенствовать уже имеющиеся.

    В пояснительной записке авторы проекта пишут, что действующая система дополнительного профессионального образования, в рамках которой государственные гражданские служащие проходят обучение, сложилась более 10 лет назад, - в период, когда не была столь очевидно, сколь сейчас, потребность в регулярном получении новых и обновлении имеющихся профессиональных знаний и навыков.

    Согласно статистических данных, приведенных в той же пояснительной записке, в ходе реализации госзаказа на ДПО, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно осваивают:

    • от 50 000 до 60 000 федеральных гражданских служащих (примерно 10 % от общего количества федеральных государственных гражданских служащих), включая 400-600 федеральных гражданских служащих, замещающих должности, относящиеся к высшей группе должностей категории "руководители";
    • от 45 000 до 55 000 государственных служащих субъектов Российской Федерации (примерно 20 % от общего количества гражданских служащих субъектов Российской Федерации).

    Кроме того, отмечается, что обучающие семинары, мероприятия по обмену опытом и наставничество до настоящего времени не получили своего правового оформления в законодательстве Российской Федерации о гражданской службе, а ведь, стоит отметить, это весьма важная необходимость – формировать не просто специалистов с «корочками», а настоящих профессионалов своего дела.

    Действующая в Российской Федерации система дополнительного профессионального образования гражданских служащих
    • позволяет лишь частично обеспечить потребности государственных органов в получении гражданскими служащими дополнительного профессионального образования в условиях доминирования традиционного подхода к его организации, предусматривающего преобладание лекционных часов при минимальных объемах практикоориентированных мероприятий и привлечение к обучению гражданских служащих штатных преподавателей образовательных организаций, а не специалистов - практиков;
    • предусматривает проведение только профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, причем исключительно в рамках государственного заказа, что сужает возможности государственных органов при организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
    • не обеспечивает возможность обновления профессиональных знаний и навыков гражданских служащих на непрерывной основе посредством сочетания дополнительного профессионального образования и проведения иных мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, носящих образовательный характер (семинары, тренинги, мероприятия по обмену опытом и другие);
    • не обеспечивает мотивацию гражданских служащих к поддержанию уровня своей квалификации на надлежащем уровне и к его повышению в целях замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста.

    В связи с назревшей необходимостью разработки и применения новых принципов кадровой политики в системе гражданской службы, предусмотренными Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", становится закономерным переход от системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих к системе их профессионального развития на протяжении всего периода замещения должностей гражданской службы.

    Профессиональное развитие

    Одним из важных изменений, внесенных в Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», установленных принятым документом, является переход от термина «дополнительное профессиональное образование» к «профессиональному развитию», которое по всей видимости наиболее точно передает суть реформы. Ведь идея как раз заключается в том, что государственный гражданский служащий в профессиональном плане должен постоянно расти и развиваться.

    В связи с этим, статья 62 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (далее – 79-ФЗ), будет изложена совершенно новой редакции, сменив в том числе название «Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего» на «Профессиональное развитие гражданского служащего» соответственно.

    Памятуя о том, что с вступлением в силу профессиональных стандартов, работник должен не просто выполнять определенные должностные инструкции, а обладать определенным уровнем квалификации для осуществления своей профессиональной деятельности, нормы статьи 62 Закона №79-ФЗ выглядят вполне органично.

    Согласно положений указанной статьи, профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

    При том, как мы писали выше, профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы.

    Автор данной статьи взял на себя смелость сформулировать определение термина «профессиональное развитие государственных гражданских служащих» на основе статей 62 и 63 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Профессиональное развитие государственных гражданских служащих – комплекс мер проводимых в рамках государственного задания или по инициативе работодателя государственного гражданского служащего, направленных на приведение в соответствие профессиональным стандартам государственных гражданских служащих путем их направления на мероприятия по получению дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также иные мероприятия, созданные в целях получения и поддержания государственными гражданскими должного уровня профессиональных знаний и навыков.

    Направление на мероприятия по профессиональному развитию

    Государственных гражданских служащих будут направлять на участие в мероприятиях по профессиональному развитию в следующих случаях:

    • решение представителя нанимателя – надо полагать, что в этом случае закон дает право руководству самостоятельно решать, когда и каких работников направлять на различные мероприятия профессионального развития без рассмотрения результатов аттестации, например. Такой механизм позволит по всей видимости минимизировать уровень «текучки», своевременно приведя уровень знаний и навыков работника к необходимому уровню;
    • результаты аттестации гражданского служащего – тут уже стоит рассматривать случай, когда в ходе проведения аттестации госслужащего выяснилось, что работнику не хватает какого-то объема знаний;
    • назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа – в случае перевода в другой отдел госоргана или перевода в другой госорган возникает необходимость дать госслужащему возможность освоиться в новой для него деятельности, дать ему определенный набор знаний;
    • назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории «специалисты» высшей группы должностей гражданской службы впервые – само собой разумеется, что при повышении карьерного положения работника, возрастает количество его обязанностей, степень ответственности, и к этому важно подготовить повышаемого специалиста;
    • поступление гражданина на гражданскую службу впервые.

    Реализация профессионального развития

    Разумеется, немаловажным моментом является порядок реализации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих. Законодатель предусмотрел следующие способы осуществления таких мероприятий:

    • посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
    • за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Учитывая, что государственная гражданская служба проходит не только на территории Российской Федерации, законодатель предусмотрел, что мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории РФ.

    Госзаказ мероприятий профессионального развития

    Исходя положений статьи 63 Закона №79-ФЗ, заказ мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих, госзаказчик планирует на очередной год:

    • государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, в том числе за пределами территории Российской Федерации;
    • государственный заказ на иные мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих.

    Формируется такой государственный заказ на основе заявок государственных органов с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах. 

    Утверждение государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию
    Федеральных гражданских служащих Гражданских служащих субъекта РФ
    включая его объем и структуру, утверждается Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период включая его объем и структуру, утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации

    Итоги

    Изменился подход к оценке профессиональных качеств работников, введены и продолжают вводиться профессиональные стандарты, являющиеся своего рода вектором для дальнейшего совершенствования взаимоотношений на рынке труда. Ни для кого не секрет, что законодательство в нашей стране меняется едва ли не со скоростью настроения младенца, а значит, государственным гражданским служащим нужно быть компетентными специалистами, обладающими актуальными профессиональными знаниями, которые позволят им качественно и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи.

    Организации, осуществляющие программы дополнительного профессионального образования могут вздохнуть спокойно, так как от ДПО не упраздняется, а лишь наряду с иными мероприятиями входит теперь в более широкое понятие «профессиональное развитие».

    Читать первоисточник: Информационный портал закупок (26.07.2017)