• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 04 августа 2017
    СПЧ: региональные госконтракты нужно отдавать местным компаниям

    Правозащитники предлагают внести изменения в 44-ФЗ.

    Совет по правам человека предлагает внести изменения в 44-ФЗ. Право на реализацию региональных госпроектов должны преимущественно получать региональные же компании, в которых работают местные жители. При этом основным критерием для победы в конкурсе должна стать не наименьшая цена, а оптимальное сочетание цены и качества.

    Президентский Совет по правам человека (СПЧ) выступил с инициативой внесения изменений в 44-ФЗ. По словам заместителя главы СПЧ Евгения Боброва, исполнителем государственного контракта должен становиться не просто предложивший наименьшую цену подрядчик. Очень важно, чтобы он мог гарантировать требуемое качество работ. Кроме того, региональные госконтракты должны преимущественно выполняться местными компаниями, в которых работают жители региона.

     

    Инициатива стала результатом визита представителей СПЧ в Псковскую область, где они ознакомились с ходом реставрации культурно-исторических объектов, таких как Псковский кремль, Изборская крепость, Печоры. Качество реставрационных работ на этих объектах оставляет желать лучшего. И причиной этого, по словам представителя СПЧ, является то, что конкурсы на их проведение выиграли никому не известные компании из других регионов просто потому, что они предложили наименьшую цену.

     

    "Сама концепция закона должна быть другой – должен при приемлемом качестве выигрывать тот, кто наименьшую цену предложил, но при этом он должен иметь необходимый штат квалифицированных сотрудников и финансы, а не просто 10 тысяч рублей, – цитирует замглавы СПЧ РИА Новости. – Желательно также, чтобы исполнитель контракта набирал работников еще и из числа местных жителей, либо чтобы организация была бы зарегистрирована на этой территории. Потому что местные жители плохо выполнять работу не будут".

    По мнению Дмитрия Казанцева, начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center, озвученные представителем СПЧ предложения в высшей степени здравы и по сути повторяют то, о чем уже давно говорили представители экспертного сообщества. Это даже не изменение 44-ФЗ, а, наоборот, возвращение к той концепции контрактной системы, которая декларировалась на этапе ее становления.

    «С тех пор был сделан шаг назад, и сегодня госзаказчики фактически работают в парадигме 94-ФЗ по принципу "чем дешевле - тем лучше", – говорит эксперт. – Для середины первого десятилетия XXI века этот принцип и в самом деле был актуальным и необходимым, поскольку до того фактически не было универсальных и прозрачных критериев выбора победителя госзакупки. Но за прошедшее десятилетие назрел и перезрел вопрос о том, что, научившись пользоваться критерием «цена», нужно уже учиться находить баланс цены и качества».

    Именно этот вопрос озвучивался в качестве одной из базовых причин создания контрактной системы. Увы, он до сих пор является открытым, а цена в подавляющем большинстве госзакупок является критерием либо единственным, либо доминирующим. «Экономия и в самом деле важная составляющая закупок, но делать из нее идола и абсолютное мерило – это значит подменять саму суть закупочной деятельности. За пределами контрактной системы бизнес давно уже научился использовать эффект конкуренции для того, чтобы находить самую качественную продукцию по лучшей цене», – говорит Казанцев.

    По мнению Илии Димитрова, генерального директора Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП), в существующем законодательстве имеются все необходимые механизмы для того, чтобы приобретать не просто самый дешевый, но и качественный товар, прописав необходимые требования. То, что заказчики зачастую их не используют, связано с низкой квалификацией специалистов по госзакупкам в каждой конкретной организации.

    Что касается предложения привлекать к исполнению работ по региональным госконтрактам преимущественно местных жителей, то по мнению Казанцева, оно выглядит чрезвычайно смелым.

     

    Предоставление комфортных мест с конкурентной зарплатой иностранцам, причем далеко не только высококвалифицированным, при огромных цифрах реальной безработицы среди граждан России давно уже стало бичом и национального рынка труда, и национальной экономики в целом.

     

    Включение в госконтракты оговорки о привлечении сотрудников из числа граждан России или даже жителей региона (при проведении региональной закупки) могло бы стать локомотивом борьбы с безработицей и в целом действенной мерой по профилактике социально-экономических проблем.

    «Сегодня во многих российских регионах проводится политика предоставления преференций для локальных поставщиков. Например, в магазинах Калужской области товары региональных производителей отмечаются специальными ярлыками и жителей области призывают покупать именно их, – продолжает  Ярослав Вахитов, руководитель компании МЭЛТОР. – Думаю, что реализация региональных госконтрактов локальными компаниями могла бы стать достойным продолжением этой инициативы. Конечно, если она не будет нарушать требования закона о конкуренции».

    Преференции для российских работников могли бы устанавливаться по той же схеме, что и преференции для малого бизнеса или для производителей, например, отдельных видов продукции пищепрома. «Но, увы, надеяться на реализацию этого верного и смелого предложения было бы чересчур оптимистично, поскольку сама описанная выше ситуация на официальном уровне не считается проблемой, а значит и поиском ее решений заниматься не принято», – говорит Казанцев.

    Читать первоисточник: Торг 94 (25.07.2017)