• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 08 августа 2017
    Счетная палата РФ проводит опрос по работе ЕИС

    У пользователей регулярно возникают вопросы к работе Единой информационной системы. Специалисты Счётной палаты РФ решили наконец оценить эффективность функционирования ЕИС и провести опрос, который можно пройти до 1 декабря 2017 г. По словам экспертов Т94, система нуждается в ряде доработок.

    Претензий к ЕИС у пользователей немало: и к поиску по номеру закупки, и к функции отображения предписания антимонопольного органа, которая до сих пор не восстановлена, и к прочим недоработкам. Например, при поиске информации по любой жалобе пользователь наталкивается на пометку "Предписание не выдано", хотя оно отображается в разделе "Результаты контроля".

    Для многих главное, чтобы система попросту была доступна, работала без сбоев, выдавала однозначную  и определенную информацию. И если по доступности имеются очень позитивные сдвиги, то при поиске информации, увы, доходит до того, что на один и тот же поисковый запрос с одними и теми же ограничениями система может выдавать совершенно разное количество результатов..

    Таким образом, по словам Георгия Сухадольского, генерального директора некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок", у пользователей нет уверенности в полноте и точности тех результатов, которые поиска. "Из ключевых пожеланий, которые требуются многим и неоднократно озвучивались – сделать тестовую версию ЕИС, на которой можно было бы учиться работать в системе без ошибок", - отмечает эксперт.

    Электронные торговые площадки предлагают отдать ввод данных в ЕИС федеральным площадкам и внешним системам. Специалисты электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ" пояснили, что текущая работа системы нуждается в доработке самой концепции. Так, необходимо убрать из ЕИС операционные функции. "Сейчас система перегружена вводом данных от огромного количества пользователей. Однако, в части 223-ФЗ система построена иначе. Предлагаем использовать этот подход и в 44-ФЗ - ввод данных отдать федеральным ЭТП и внешним системам, а ЕИС должна принимать данные. Тогда рынок информационных систем и ЭТП будет развиваться и в части сервисов, и в части хранения и передачи данных", - рассказали Т94 специалисты.

    Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев предложил наладить работу системы в плане удобства и наглядности сведений о закупке от стадии планирования до стадии исполнения контракта, а также бесперебойной работы системы: "ЕИС - ресурс, который в целом справляется со своими задачами, хотя работа с ним и не всегда доставляет удовольствие пользователю". По его словам, важно развивать статистический аппарат, используемый ЕИС. Без этого невозможно делать сколько-нибудь достоверных выводов о развитии регулируемых закупок в России. "Например, для закупок по 223-ФЗ ЕИС до сих пор применяет понятийный аппарат давно ушедшего в прошлое 94-ФЗ. Результатом этого становятся совершенно искажённые выводы о том, что якобы 95% закупок по 223-ФЗ проводятся без конкуренции. На деле же 95% закупок просто используют понятийный аппарат, не известный 94-ФЗ. За десять лет закупочная практика ушла далеко вперёд, и важно, чтобы это движение достоверно отражалось в статистике ЕИС", - подчеркнул Дмитрий Казанцев.

    Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности "Россетей", также напоминает, что ЕИС не строилась на принципах удовлетворения потребностей самих заказчиков, хотя они и заинтересованы в расширении круга участников закупок. "В целом, это пожелание система решает за счёт информационной открытости, но все-таки она больше сейчас удовлетворяет потребности в информации о происходящем в области закупок. Хорошо, если бы эти процессы были синхронизированы с учётом деятельности компаний, с учётом их материальных возможностей, чтобы в итоге компании могли эффективно выстроить свою закупочную деятельность", - уточняет эксперт.

    По его словам, также в ЕИС есть проблема с оперативным и своевременным проведением закупок. Ведь частые изменения функционала не всегда обоснованы и обусловлены нормами закона. Юрий Зафесов подчеркнул, что совершенствование системы в части удовлетворения потребностей заказчика просто необходимо.

    В свою очередь эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру Кирилл Кузнецов отметил, что ЕИС должна реализовывать в обязательном порядке только те функции, которые предусмотрены законодательством. Поэтому говорить об удобстве и гибкости пока едва ли возможно, ведь для разработчика это – задачи второстепенные.  "К сожалению, технические решения выбраны не самые удачные, следствием чего являются многочисленные сбои в работе системы", - говорит он.

    Чтобы рассмотреть возможные пути реформы ЕИС, Кирилл Кузнецов предложил разделить существующие проблемы на две большие группы. Первая группа - технические проблемы, то есть обеспечение работоспособности ЕИС. Вторая - организационно-функциональные: какой круг сведений вообще должен быть в публичном доступе, как ведется обработка информации, какие сервисы предусмотрены и т.д.

    "Технические – решаются. Вы давно слышали, чтобы Яндекс или Гугл закрыли хотя бы на пять минут на "регламентные работы"? А там системы ничуть не проще ЕИС. Значит, при нормальном управлении сложные информационные системы вполне способны работать эффективно, без значимых сбоев, - комментирует Кирилл Кузнецов. - Ситуация осложняется тем, что многие заказчики работают через региональные информационные системы (РИС) и вынуждены выполнять двойную работу. Так называемая "бесшовная интеграция", когда данные, введенные в РИС, автоматически транслируются в ЕИС - пока не более, чем призрачная надежда, далекая от практической реализации. Так же далека от идеала интеграция с "Электронным бюджетом". На это тоже стоит обратить внимание при развитии системы".

    Проблемы функциональные, по его словам, не менее серьезны. Далеко не вся информация, в частности – заметные ее объемы по планированию, на деле востребована. Тысячи специалистов занимаются никому не нужной отчетностью и сугубо формальным планированием, а общение с поставщиками показывает, что лишь единицы из них работают с планами и планами-графиками.

    "На мой взгляд, тот факт, что многие поставщики для поиска информации использует не ЕИС, а различные коммерческие сервисы, однозначно говорит о том, что своей задачи ЕИС не выполняет. Что до предложений, то первым шагом должен стать анализ потребностей заказчиков, поставщиков, контролеров и других заинтересованных лиц. Необходимо определить, какая информация и какие сервисы им необходимы. А дальше именно на этой основе системно корректировать законодательство и реализовывать проект модернизации ЕИС", - резюмировал эксперт.

    Таким образом, эксперты Т94 предложили следующее: наладить систему в части управления, чтобы она могла работать эффективно, без сбоев; сделать тестовую версию ЕИС, на которой можно было бы учиться работать в системе без ошибок; отдать ввод данных федеральным ЭТП и внешним системам, чтобы ЕИС только принимала данные; развивать статистический аппарат системы. Но прежде всего нужно провести анализ потребностей всех участников торгов, определить, какая информация и какие сервисы им необходимы. И на основе этих данных системно корректировать законодательство и реализовывать проект модернизации ЕИС. Вероятно, Счётная палата запустила опрос именно с этой целью. Для участия в нем регистрация не требуется. Принять участие в опросе и оставить комментарий можно, перейдя по ссылке.

    Для справки:

    ЕИС пришла на смену официальному сайту РФ для размещения информации о заказах c 1 января 2016 г. До недавнего времени оба сайта существовали одновременно и содержали одну и ту же базу данных, но отличались интерфейсом, а также стабильностью. Главным отличием ЕИС является наличие в ней всех данных о закупке, от плана до информации о выполнении контракта. Также в ней содержится реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий. Кроме того,  в ЕИС размещаются результаты контроля и мониторинга в сфере закупок, информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Но если предыдущий сайт работал практически без перебоев, то ЕИС, на разработку которой уже потрачены миллиарды руб., вызывает множество нареканий.