Госдуме предложили новые антикоррупционные поправки
Администрация ульяновского губернатора Сергея Морозова подготовила поправки к федеральному антикоррупционному законодательству. Они позволяют регионам формировать списки руководящих должностей предприятий с госучастием и бюджетных учреждений, на которые должны распространяться требования по конфликту интересов и декларированию доходов. В Госдуме “Ъ” заявили, что поправки могут быть поддержаны. Эксперты считают законопроект «давно назревшим».
Как стало известно “Ъ”, в государственно-правовом управлении администрации ульяновского губернатора подготовлены предложения по корректировке федерального законодательства, позволяющие регионам распространять требования по конфликту интересов и декларированию доходов на руководителей предприятий с госучастием, а также на ряд должностей бюджетных учреждений. Как пояснил “Ъ” начальник управления Алексей Преображенский, в РФ «антикоррупционное законодательство распространяется только на госслужащих и руководителей региональных бюджетных учреждений», но не касается региональных предприятий с госучастием, а также коррупциогенных должностей руководителей подразделений бюджетных организаций.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, его цель — передача исполнительной власти региона права формировать перечень должностей муниципальных и региональных предприятий, а также бюджетных учреждений, на которые будут распространяться требования антикоррупционного законодательства (конфликт интересов, отчетность по доходам, запрет на владение бизнесом). В законопроекте нет критериев, по которым регионы должны будут составлять этот перечень. Как пояснил господин Преображенский, если законопроект примут, критерии будут устанавливаться в регионах постановлением губернатора по согласованию с руководителями отраслей. Предполагается, что в перечень будет входить весь топ-менеджмент предприятий с госучастием, а также руководители подразделений бюджетных учреждений, если их деятельность связана с закупками и распределением средств. Глава управления сообщил, что предварительно законопроект «обсуждался с экспертами федерального уровня» и в конце августа он будет направлен на предварительное рассмотрение в совет законодателей при Федеральном собрании.
Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков считает, что федеральный центр может поддержать такие поправки, но «необходимо подумать, кто будет контролировать» исполнение закона. «Наверное, чем больше чиновников будут писать декларации, тем правильнее будет. Но кто будет справляться с этим объемом? Если люди будут просто писать декларации, но никто не будет выявлять нарушения, то ничем хорошим это не закончится»,— полагает депутат.
Руководитель петербургского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл-Р» Дмитрий Сухарев отметил, что «такой законопроект давно назрел». «В том или ином виде он рано или поздно будет принят, другой вопрос — каким окажется правоприменение. Но все же было бы логичным принять перечень коррупциогенных должностей на федеральном уровне, чтобы не оставлять поле для маневра недобросовестным чиновникам, которые могут пожелать вывести из-под действия закона те или иные организации»,— сказал эксперт.
В ряде ульяновских АО с госучастием руководители одновременно являются еще и владельцами или директорами частных компаний, работающих в той же или сопряженной сфере. К примеру, гендиректор АО «ПАТП-1» (пассажирские автобусные перевозки) Михаил Рожков (депутат заксобрания) является владельцем ООО «АТП» (автобусные перевозки), в его собственности 40 автобусов, еще 50 автобусов в собственности его супруги. Руководитель АО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства» Владимир Никоноров — владелец трех юридических компаний и руководитель двух компаний, связанных со строительством. В июле облпрокуратура обращала внимание на аффилированность с подрядными организациями ряда руководящих сотрудников управляющих компаний ЖКХ Ульяновска (ОАО, 100% у муниципалитета). Но пока, как отмечают авторы законопроекта, это не запрещалось. «Примеров конфликта интересов мало, но они есть, и это ухудшает конкуренцию и экономическую эффективность»,— говорит руководитель регионального Агентства госимущества Сергей Мишин.
Алексей Преображенский полагает, что руководители предприятий с госучастием вообще не должны иметь доли в частном бизнесе. Сергей Мишин считает, что это должно распространяться только на те случаи, когда частная компания работает в той же сфере деятельности.
Читать первоисточник: Тендеры.ру (15.08.2017)