Верховный суд поддержал требование ФАС запретить властям северной столицы заключать ряд договоров с ГУПами без торгов. По мнению экспертов, теперь процесс проведения закупок в Санкт-Петербурге сильно изменится.
Что случилось?
Верховный суд РФ оставил в силе решение Санкт-Петербургского городского суда, который признал незаконными нормы городского законодательства, позволяющие осуществлять закупку определенных товаров и услуг у ГУПов без проведения торгов. Решение по делу № 3А-66/2017, истцом в котором выступила ФАС, было вынесено в середине июня 2017 года. Но власти северной столицы воспользовались правом на его обжалование. После того, как правоту суда подтвердил ВС РФ, администрации Санкт-Петербурга придется переписать часть законодательства и пересмотреть правила проведения закупок.
В частности, по решению суда, из статьи 7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11 мая 2006 г. № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» придется исключить следующую формулировку: по транспортному обслуживанию лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных служащих Санкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга, гостиничному обслуживанию органов государственной власти и официальных делегаций, посещающих Санкт-Петербург, … организации общественного питания при проведении мероприятий органами государственной власти Санкт-Петербурга, проведении официальных мероприятий от имени Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, техническому обслуживанию и ремонту объектов гражданской обороны, предназначенных для органов государственной власти Санкт-Петербурга, коммунально-эксплуатационному обслуживанию помещений, занимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, проведению инженерных изысканий и проектированию объектов инженерного оборудования города, инженерной инфраструктуры, дорог, мостов, тоннельных сооружений, объектов подземного пассажирского транспорта, содержанию мостов, тоннельных сооружений, путепроводов, подземных и надземных пешеходных сооружений, набережных, водопропускных сооружений, обеспечению эксплуатации, развития и защиты Автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга, обеспечению эксплуатации, развития и защиты информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Санкт-Петербурга, информационно-аналитической поддержке деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечению координации работ в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечению (организации) оценки имущества в случаях, когда ее проведение является обязательным для Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, оказанию телекоммуникационных услуг органам государственной власти Санкт-Петербурга, централизованному оформлению Санкт-Петербурга к праздникам и памятным датам Санкт-Петербурга, международным, общепризнанным (традиционным), общероссийским праздникам и памятным датам в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга о праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге, погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, обеспечению эксплуатации и выполнению функций заказчика по наружному (уличному), декоративному (архитектурно-художественному) и праздничному освещению, выполнению аварийно-восстановительных работ на сетях инженерно-технического обеспечения, в случае если выполнение указанных работ или оказание указанных услуг предусмотрено учредительными документами предприятия, учреждения.
Таким образом, у ГУПов больше не будет исключительных прав на выполнение вышеперечисленных работ и оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга. Почему это важно: мнение эксперта Реакция на решение ВС РФ была незамедлительной. По словам руководителя петербургского отделения центра антикоррупционных исследований Transparency International Дмитрия Сухарева, это не просто новость, а целое событие, которое заставит власти Санкт-Петербурга полностью изменить процедуру проведения закупок. Также решение ВС РФ решит схожие проблемы в других регионах, где власти работают преимущественно с ГУПами, нарушая принципы конкуренции. По мнению ФАС, высказанному в суде, запрет исключительных прав на поставку товаров и услуг ГУПами позволит снять ограничения на осуществление деятельности на соответствующих товарных рынках. Для бизнеса это означает расширение доступа к госзаказам, переход на прозрачные алгоритмы закупок и возможность более активно развиваться.
Читать первоисточник: Петербургский правовой портал (26.10.2017)