Ради экономии власти на местах реализуют идеи федерального центра.
Центр стратегических разработок (ЦСР) по результатам конференции «Лучшие региональные практики системы закупок: кейсы по решению актуальных задач» подготовил обзор локальных инициатив по совершенствованию систем госзаказа. При этом лучшими практиками признаются реализованные в регионах идеи федеральных властей, входящих в периметр заблокированной реформы закупок,— распространение электронных магазинов, каталогов закупаемой продукции, ограничивающих избыточные требования заказчиков, и общественный контроль госзаказа.
По итогам конференции «Лучшие региональные практики системы закупок», организованной правительством Москвы и Центром стратегических разработок при участии Минфина и ФАС на минувшей неделе, ЦСР выпустил обзор региональных кейсов, представляющих, по мнению экспертов, интерес для дальнейшей «цифровизации» этой сферы. Пока правительственные законопроекты, оформляющие федеральную реформу госзакупок, остаются заблокированными в Госдуме из-за давления госкомпаний, не готовых к новым требованиям Белого дома, материалы конференции демонстрируют, что на региональном уровне многие инициативы, входящие в периметр реформы, уже реализованы и работают.
Так, правительство Москвы представило интегрированные инвестиционный портал и портал поставщиков, ориентированные на привлечение поставщиков и заказчиков за счет других регионов для повышения конкуренции. «Другие субъекты могут использовать ресурсы уже созданной системы»,— отметил глава департамента конкурентной политики правительства Москвы Геннадий Дегтев. Напомним, Москва предлагала взять свою модель закупок в качестве прототипа для построения федеральной — однако в итоге ее разработка была поручена госкорпорации «Ростех». Среди других лучших практик в сфере госзаказа Москвы — развитие системы «Электронный магазин», который работает с малыми объемами закупок, и стандартизация закупок, позволяющая исключить избыточные закупки за счет формирования единых требований к товарам, работам и услугам.
Анализ разработок других регионов показывает, что в целом они лежат в той же плоскости. Так, Татарстан стандартизовал номенклатуру закупаемой продукции — она входит в справочник региональной системы закупок — и устанавливает единые максимальные цены на нее, что обеспечило рост качества и снижение цен. По пути создания каталога закупаемой продукции пошли и власти Хабаровского края — при этом теперь он тиражируется разработчиком в других регионах на платной основе. Многие регионы, как и Москва, реализуют в своих системах закупок функционал «электронного магазина» для типовых некрупных заказов. Правительство Калужской области называет одной из наиболее эффективных инициатив практику совместных закупок — объединения заявок нескольких заказчиков с определением единой начальной (максимальной) цены контракта. В 2016 году было проведено 548 совместных закупок на 644 млн руб., число индивидуальных закупок сократилось в семь раз, а экономия составила 18% суммы заказов.
Во многом к реформам закупок власти субъектов РФ подталкивают бюджетные ограничения. Так, дефицит бюджета Воронежской области, несвоевременное выполнение заказов поставщиками и неравномерная нагрузка на систему госзакупок вынудили власти к разработке сводного плана-графика, внедрение которого позволило области сэкономить свыше 2,2 млн руб. при закупках для областных госнужд (более 15% от их объема). Впрочем, основной проблемой региональные власти признают «формальный характер конкурентности рынка»: в 2015 году более 82% госзакупок (на 3,6 млрд руб.) осуществлялись у единственного поставщика, в 2016 году удалось увеличить долю конкурентных закупок с 18% до 34% — с одновременным сокращением общей суммы госзакупок с 4,4 млрд до 2,7 млрд руб.
Читать первоисточник: Коммерсант (30.10.2017)