Министерство внутренних дел РФ объявило очередной конкурс на право обязательного государственного страхования (ОГС) жизни и здоровья личного состава министерства. Правда, закупка была приостановлена спустя всего пару часов. Это уже не первая попытка МВД выбрать страховщика, которая заканчивается не совсем удачно. Возникают вопросы и относительно обоснованности требований к поставщикам, и сроков сроков закупок. Почему страховым агентствам невыгодны многомиллиардные контракты МВД?
Напомним, 13 ноября ведомство объявило конкурс по ОГС жизни и здоровья личного состава министерства. Договор планировалось заключить на 2018-2019 гг., и, таким образом, застраховать 788,7 тыс. лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включая 97,2 тыс. уволенных сотрудников. В закупочной документации говорилось, что заявки на участие в тендере можно подавать до 7 декабря, а итоги планировалось подвести 12 декабря. Однако, спустя всего несколько часов закупка была приостановлена.
По словам начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артема Лобова, жалоб на действия заказчика при проведении этой закупки в ФАС не поступало. Из-за этого антимонопольный орган не может сделать вывод о наличии или отсутствии в данном случае нарушений законодательства. "Если к нам поступят жалобы на эту закупку, мы обязательно их рассмотрим", – пообещал Артем Лобов.
При этом это уже не первая попытка МВД выбрать страховщика. В конце декабря 2016 г. ведомство объявило конкурс по ОГС своих сотрудников, однако в начале марта закупка была отменена. В конце марта тендер был объявлен еще раз, но и он не состоялся.
Раннее, в 2013-2015 гг. сотрудников МВД страховала компания "ВТБ Страхование". Трехлетний контракт был заключен по итогам тендера, премия равнялась 25 млрд руб. В 2016 г. ведомство попыталось выбрать страховщика на 2016-2018 гг., однако никто не захотел участвовать в закупке из-за низкой начальной цены – 22,4 млрд руб. Затем МВД дважды проводило конкурсы на поставку услуг ОГС уже только на 2016 г. В июньском тендере пожелала участвовать только компания "АрсеналЪ". Осенью страховщик сообщил о заключении контракта с МВД. При этом ведомство так и не опубликовало итоговые конкурсные протоколы на сайте госзакупок. Начальная цена контракта по этому тендеру равнялась 7,5 млрд руб.
Почему же ведомству никак не удается найти своего страховщика? Не в требованиях ли дело? Ведь при оценке заявок участников учитываются цена контракта (вес критерия 60%), качественные характеристики (20%) и квалификация участника (20%). В рамках критерия оценивается наличие Системы Менеджмента Качества страховой организации и возможности осуществления оперативной выгрузки данных и составления отчетов по запросу страхователя с их представлением в МВД в течение суток. При оценке квалификации учитываются размер уставного капитала страховщика, средний темп роста объемов сборов страховой премии за последние два года, уровень выплат за год и наличие рейтинга российского рейтингового агентства.
И получается, устанавливая такие требования, ведомство раз за разом не может найти желающих участвовать в конкурсе. Контракт на год получилось заключить только в начале осени – с единственным участником торгов.
По рассказу Георгия Сухадольского, руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки", в коммерческих организациях, как правило, есть специалисты, разбирающиеся в типовых категориях закупаемой продукции. Им известна ситуация на соответствующем рынке, они понимают возможности поставщиков, знают, какие из поставщиков каким требованиям соответствуют. На основе этих данных и должны формироваться такие требования, чтобы установить высокую планку, сохранив при этом достаточный уровень конкуренции. "Понятно, что такой баланс найти не всегда легко, но для значимых контрактов на огромные суммы, если отсутствуют профильные штатные специалисты – всегда на рынке можно найти соответствующих экспертов. Причем эффект от привлечения подобных экспертов превышает стоимость их услуг нередко не просто в разы, а на порядки. Но для этого, конечно же, должно быть соответствующее управленческое решение", – говорит эксперт.
Смотря на новую, уже закрытую заявку, возникает логичный вопрос: насколько оправданно, что ведомство только сейчас начало поиск подрядчика на 2018-2019гг., при том, что контракт предполагается заключить с 1 января?
"Я бы сказал, что начало закупки в ноябре при контракте с 1 января – это по меркам контрактной системы очень поздно, – прокомментировал Т94 Кирилл Кузнецов, эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру. – Многомиллиардные контракты для поставщика, не имеющего неформальных связей с заказчиком, крайне рискованны, так как в случае придирок исполнить их сложно, а цена срыва велика. Заказчик в свою очередь по возможности завышает требования, осознавая риски невыполнения обязательств непроверенным поставщиком. Имеют место быть и личные интересы сотрудников заказчиков, материально заинтересованных в работе со "своими", – к сожалению, до победы над коррупцией еще далеко. В итоге получается порочный круг.
По этому поводу представители комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок придерживаются нейтральной точки зрения и выступают на стороне заказчика: "Закупка товара, работы, услуги осуществляется с целью удовлетворения потребностей заказчика. Составляя техническое задание, заказчик преследует цель максимально точно указать предмет контракта, но при этом не нарушить нормы антимонопольного законодательства. В данной ситуации заказчик не всегда может спрогнозировать количество участников закупки. Участие либо неучастие в конкретной закупке хозяйствующие субъекты принимают путем анализа многих факторов. И цена контракта не всегда является определяющей, так как техническое задание может содержать особые условия исполнения контракта, которые для конкретного участника могут быть невыполнимы, но при этом не являются нарушением со стороны заказчика".
По поводу сроков размещения в комитете говорят, что они являются результатом внутренних согласований заказчика. Понятно, что этот процесс различается у каждого конкретного заказчика. Оценивать закупку и время ее размещения, не имея понимания всей процедуры ее одобрения, практически невозможно. В комитете пожелали МВД и потенциальному победителю закупки заключения взаимовыгодного контракта и его добросовестного исполнения.
По словам Алексея Ульянова, генерального директора Института повышения конкурентоспособности, такие закупки, как закупки услуг страхования, лучше проводить даже не по конкурсу, а по запросу предложений. Тогда можно будет и время не затягивать, и не ошибиться с недоужесточением или переужесточением требований. "Но для этого необходимо изменение 44-ФЗ, – считает эксперт. – Эта ситуация в очередной раз демонстрирует, насколько ущербен 44-ФЗ, насколько по нему неудобно работать. Считаю, что помимо отказа от аукционов в пользу запросов предложений и разрешения конкурентных переговоров необходимо разрешить заказчкикам общаться и встречаться с поставщиками. Рынок - это место встречи продавца и покупателя, а модель. реализованная 44-ФЗ, существует только в воображении оторванных от жизни либералов. То есть если бы заказчики из МВД не выдумывали из головы требования, потом проводили конкурс, чтоб по прошествии нескольких месяцев получить нулевой результат, а встречались со страховщиками, вели с ними переговоры. как делали бы представили бизнес заказчика, то взаиммовыгодный контракт давно был бы заключен. Риски коррупции при общении, о которых твердит ФАС, снимаются внутриведомственным контролем, да и современные средства связи позволяют их минимизировать. Коррупции точно не будет больше чем сейчас, а результат - на порядок выше при меньших издержках»", – резюмировал Алексей Ульянов.
Читать первоисточник: Торг 94 (16.11.2017)