• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 22 ноября 2017
    Занимательная математика: систему госзакупок будут измерять через "СПАРК-Маркетинг"

    Общественная палата России приняла решение начать активнее использовать аналитические системы в госзакупках. Общественные советы при органах госвласти снабдят различными аналитическими инструментами. В том числе они получат доступ к системе "СПАРК-Маркетинг". Эксперты, опрошенные порталом Torg94, соглашаются, что общественный контроль за закупками ведомств станет проще и доступнее. Между тем, они указывают и на ряд серьезных недостатков системы.

    Общественная палата заключила с группой "Интерфакс" соглашение о развитии механизмов контроля в закупках. В документе обозначена задача повышения прозрачности сферы за счет использования аналитических систем. В частности, Общественная палата планирует внедрить в общественные советы систему "Интерфакса" - "СПАРК-Маркетинг". В ходе сотрудничества общественники обещают подготовить свои предложения по ее доработке.

    Заместитель генерального директора "Интерфакса" Сергей Яковлев ранее заявил, что основные задачи общественных советов сводятся к контролю закупок органов власти.

    "Объем госзакупок немаленький. Членам общественных советов сложно работать с таким большим массивом данных. Использование профессиональных систем упростит контроль за системой закупок. Новый механизм поможет общественным советам задавать правильные вопросы власти", - сказал Сергей Яковлев после подписания соглашения.

    Руководитель проекта "СПАРК-Маркетинг" Галина Джанбаева отметила в комментарии Torg94, что система может быть полезна Общественной палате, так как агрегирует нужную информацию и позволяет увидеть статистические показатели и все зоны риска.

    "Члены Общественной палаты смогут понять, какие закупки делает подведомственный им орган власти. Для них будет предусмотрено небольшое специальное обучение по работе с системой", - рассказала руководитель проекта.

    По ее словам, для закупщиков внедрение системы "СПАРК-Маркетинг" станет красным флажком" - сигналом о том, что все тендеры будут внимательно анализироваться.

    Система "СПАРК-Маркетинг" сегодня лидирует на рынке аналитических программ в сфере госзакупок. Доля пользователей данной системы, по информации опросов, составляет почти 50% от числа всех, кто использует подобные инструменты. Второе место среди аналитических систем занимает система "Контур-фокус". Ее использует 17% опрошенных. Далее идут следующие системы "Национальное кредитное бюро", "Интегрум", "СКРИН",  "Коммерсант-Картотека".

    Генеральный директор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский считает, что общественным советам будет проще следить за закупками ведомств с помощью аналитических систем.

    "В функции Общественных советов входит помимо прочего оценка эффективности государственных закупок соответствующих органов власти. Например, я как член общественного совета Росимущества тоже анализирую закупки в ведомстве, смотрю, как они проходят, даю рекомендации. Когда у членов общественных советов будет специализированный, и, что важно – независимый от анализируемого органа власти, инструментарий для работы с госзакупками, им будет проще обрабатывать информацию", -  подчеркнул эксперт в комментарии порталу Torg94.

    По его словам, аналитические системы берут первичную информацию из единой информационной системы в сфере закупок и исследуют ее с применением специальных алгоритмов.

    "Напротив тех или иных потенциально недобросовестных закупок или закупок с какими-либо потенциальными рисками ставятся соответствующие маркеры. "СПАРК-Маркетинг", к примеру, отслеживает суперснижения по цене, а также те закупки, где нет ни одного участника. Всего у системы несколько десятков параметров, которые позволяют анализировать все проводящиеся закупки", - сказал Георгий Сухадольский.

    Он добавил, что аналитических систем на рынке сегодня много, у каждой из них есть свои плюсы и минусы.

    "Сказать, по каким критериям Общественная палата остановилась именно на "СПАРК-Маркетинг", я не могу. Однако, очевидно, что, по отзывам пользователей, сегодня это лучшая из представленных на рынке систем", - заключил эксперт.

    Генеральный директор "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин заявил, что систему "СПАРК-Маркетинг" знает: на его взгляд, она является качественной, однако зона ее использования ограничена.

    "В системе госзакупок и закупок госкомпаний сегодня недостаточно информации для ведения аналитической работы. Закупки не проводятся с детализацией до номенклатурной группы, не используется номенклатурный каталог работ и услуг. Поэтому в автоматизированном виде нельзя рассчитать начальную и максимальную стоимость контракта. Нельзя также контролировать закупки с точки зрения соответствия среднерыночной цене", - отметил эксперт.

    По его словам, еще одной проблемой является отсутствие полноценной базы поставщиков с актуальными контактами и видами их реальной деятельности, а «не тем, что регистрирует налоговая служба».

    "Проблемой является и необходимость постоянного обновления актуальности данных по поставщикам. Все это очень серьезные ограничения для работы аналитических систем. В пределах же их они свою работу выполняют", - констатировал Дмитрий Сытин.

    Главный редактор агентства городских новостей "Москва" Александр Малютин рассказал, что систему "СПАРК-Маркетинг" в информагентстве не используют, сотрудники, занятые мониторингом госзакупок, работают в системе "Контур-Фоку" либо ищут информацию напрямую – через Единую информационную систему в сфере закупок.

    "Наши задачи – найти новости. В 2009-2010 гг поиск на сайте госзакупок был затруднителен. Сейчас этим сайтом стало проще пользоваться. К примеру, мы хотим найти информацию по закупкам спиннеров (игрушки-антистресс – авт.). Вбиваем в поиск ключевое слово, и он выдает спиннеры. Раньше так было сделать нельзя. Поэтому и нужны были различные аналитические системы", - рассказал Александр Малютин.

    Он подчеркнул, что журналистам, следящим за госзакупками, не нужна такая подробная информация, как для участников тендеров.

    "Тендер сам по себе редко бывает интересен. Гораздо интереснее узнать, проанализировав закупки, что происходит в городе. К примеру, можно пробить на сайте госзакупок, информацию про День города - какой марки закупили фейерверки и т.д. Так, можно заранее узнать, как пройдет само мероприятие", - заключил журналист.