• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 30 ноября 2017
    Искусственный интеллект придет в госзакупки

    Сервис по проверке документации госзакупок "Анализ закупок за час" будет запущен компанией "Мегафон". Ожидается, новая услуга поможет найти нарушения при оформлении документации. При необходимости с ее помощью можно будет создать жалобу в ФАС. Эксперты портала Torg94 отмечают, что непонятно, как новый сервис будет работать, и заявляют, что в автоматизированном режиме можно проверить лишь часть нарушений при закупках.


    Разработкой сервиса "Мегафон" занимался с помощью собственных ресурсов без вложений. Представители компании отмечают, что в ближайшее время услуга будет доработана. Сервис сможет анализировать дополнительные параметры для оценки документации. Кроме того, он будет проводить экспертизу закупок компаний с государственным участием и коммерческих предприятий.

    Ожидается, что новый сервис сможет перевести классическое общение юриста с клиентом в цифровой интерфейс. Среднее время работы с документами сократится с 4 часов до 1 часа. 
    В "Мегафоне" считают, что новая услуга будет востребована компаниями, где нет штатного юриста. Представители "Мегафона" подчеркивают, стоимость сервиса для клиентов составит 10 тыс. рублей, однако не уточняют, будет ли это цена за одну процедуру, выполненную при помощи сервиса, или стоимость месяца использования программы. Остается открытым и вопрос о том, как будет работать сервис и какой объем данных он сможет проанализировать. На соответствующий запрос от портала Torg94 пресс-служба "Мегафона" не дала ответа.

    По словам руководителя аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгия Сухадольского, изначально сервис "Анализ закупок за час" "Мегафон" скорее всего разрабатывал для себя. 
    "Универсальное решение по анализу документации с нуля игроку, который раньше не занимался разработкой подобных сервисов, вряд ли под силу. Скорее всего, сервис изначально создавался для самой компании, чтобы она могла автоматизированно следить за торгами по своему профилю", - заявил Георгий Сухадольский в комментарии Torg94. 
    По словам эксперта, на рынке есть сервисы, помогающие подготавливать жалобы по нарушениям при проведении закупок, однако их немного.

    "С помощью данных программ автоматически, без привлечения юристов готовятся жалобы на основе данных, которые клиент вносит в сервис. Что касается же полноценной программы, способной анализировать закупочную документацию на соответствие законодательству, наличие "заточек" и т.д., и еще уметь самостоятельно формировать заявку на торги либо жалобу в ФАС России, то такая программа должна понимать совершенно разную информацию из документов разных форматов. Соответственно, либо информация должна быть очень хорошо структурированной, либо программа должна быть рассчитана для анализа только какого-то очень узкого сегмента. Например, для анализа всех или части закупок в сфере телекоммуникации", - заключил эксперт.

    Генеральный директор информационно-аналитического агентства "TelecomDaily" Денис Кусков отметил, что создание "Мегафоном" сервиса электронных юридических услуг является частью политики по диверсификации бизнеса.

    "Практически все крупные операторы начали вести диверсификацию бизнеса. МТС сделало приложение для такси. Кроме того, эта компания создала опции, позволяющие получать консультации по здоровью", - рассказал эксперт.

    По его словам, сервис "Анализ закупок за час" будет представлять из себя сигментированную услугу.

    "Ею будут пользоваться не все. Компаниям, где есть собственные юристы, нет смысла заказывать подобную услугу. Мелкие же игроки могут ею воспользоваться", - подчеркнул Денис Кусков. 
    Эксперт выразил уверенность, что другие операторы также могут запустить подобные проекты. 
    "Аудитория у операторов большая – несколько десятков миллионов людей. Часть из них занимается предпринимательской деятельностью. Есть вероятность, что подобные услуги могут их заинтересовать", - заключил Денис Кусков.

    Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев подчеркнул, полная автоматизация проверки документации госзакупок вряд ли возможна.

    "Обычно ее проверкой занимаются юристы. У любой крупной онлайн-площадки есть специалисты, анализирующие документацию госзакупок. Есть целые отделы, специализирующиеся на проверке закупочной документации. В автоматизированном режиме можно проверять только часть процедурных нарушений. Самые же существенные нарушения не связаны с процедурами, они, как правило, носят содержательный характер. Выявление таких нарушений искусственному интеллекту пока не под силу. Только специально обученные люди могу в каждом конкретном случае оценить, является ли то или иное требование, положение, решение поставщика или заказчика нарушением или оно укладывается в норму", - сказал эксперт. 
    По его словам, наибольший интерес представляет анализ сложных нарушений, связанных с двоякими толкованиями в различных ситуациях.

    " Одно решение в какой-то процедуре может быть нарушением, а в какой-то нет. И такие нарушения сложнее всего выявлять", - рассказал Дмитрий Казанцев. 
     Он добавил, что процедурные нарушения квалифицированные поставщики научились выявлять и пресекать сами.

    "Между тем, если проанализировать число нарушений, то большинство жалоб в ФАС в связи с закупками по контрактной системе связано как раз с процедурными нарушениями. Работу по таким процедурным жалобам, не требующих экспертного мнения, до определенной степени можно автоматизировать, - констатировал Дмитрий Казанцев.

    В заключение он подчеркнул, что новый продукт "Мегафона" может представлять интерес для крупных компаний, так как он может разгрузить работу юристов и перенаправить все их силы на анализ действительно сложных ситуаций.
    Читать первоисточник: НАИЗ (29.11.2017)