В конце года чиновники и сотрудники госкомпаний начинают оформлять подписку на газеты и журналы на следующий год. В 2018 году управление делами президента потратит более 15 млн рублей на прессу для Кремля и правительства. Среди выписываемых изданий есть и развлекательные газеты и журналы. Проверка публичных закупок вплоть до подписки на периодику и затрат на транспорт – признак чрезвычайно высокой культуры общественного контроля за бюджетными расходами, констатируют эксперты. В развитой стране госслужащие просто не позволили бы себе такого, опасаясь огласки.
В следующем году для Администрации президента оформят подписку на 202 российских издания (5,6 млн рублей). Список прессы для главы государства насчитывает 20 изданий. Их нужно будет поставлять в приемные и загородные резиденции президента. Иностранных изданий закупят более чем на 6,5 млн рублей. Для пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова планируется поставлять 23 издания.
В правительстве на прессу планируют потратить 2,81 млн рублей. Для премьер-министра Дмитрия Медведева заказывают по четыре комплекта таких изданий, как "Аргументы и факты", "Ведомости", РБК, "Известия", журналы "Профиль" и "Огонек". В единственном экземпляре ему будут присылать "Советский спорт" и "Спорт-экспресс". Его пресс-секретарь Наталья Тимакова заказала себе на год шесть комплектов деловых изданий ("Ведомости", "Коммерсант", "Российская газета", журнал Forbes и др.).
Согласно перечню абонементов аппарата правительства, супруга премьер-министра Светлана Медведева, у которой нет должности в правительстве, также выписывает газеты и журналы – всего 13 изданий на сумму 60 тысяч рублей. Это журналы "Огонек", "GEO", "Здоровье", "Популярная механика", "Профиль" и "Семь дней", газеты "Аргументы и факты", "Известия", "Комсомольская правда", "Культуру", "Московский комсомолец", "Российская газета" и "Совершенно секретно".
В прошлом году аппарат Кремля потратил почти 6,6 млн рублей на подписку на газеты и журналы на 2017 год, но засекретил имена чиновников, которые должны были получить печатные и электронные издания.
Контракт на поставку периодики на первые полгода 2018 года разместила и мэрия Москвы. Всего в лоте 57 изданий на общую сумму 1, 273 млн рублей. Больше всего комплектов изданий планируется заказывать у "Аргументов и фактов" и "Комсомольской правды" (по 15 штук), 14 комплектов — у "Московского комсомольца". Из журналов в правительство Москвы будут доставляться Esquire, Forbes, National Geographic, "Огонек", "Профиль", "Русский пионер", "Русский репортер", "Эксперт" и телепрограмма "Семь дней".
Эта ситуация показывает, что кризис не особо коснулся наших госслужащих, частный бизнес давно урезал бы такие сомнительные расход как закупка развлекательных изданий, считает директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Кроме того, вместо закупки нескольких комплектов деловой прессы можно обеспечить электронную подписку для нескольких пользователей, что было бы дешевле, отмечает он.
"То, что кто-то из заказчиков выписал несколько экземпляров одного издания, само по себе не должно вызывать вопросы: если в организации работает хотя бы сотня сотрудников, то почему все они должны по очереди читать один журнал?" – спрашивает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. Он не видит большой разницы между бизнесом и госзаказчиками в этом вопросе. "Бизнес очень хорошо умеет считать деньги, но почти любая успешная компания выписывает для своих сотрудников и узкоспециализированные профессиональные издания, и несколько деловых газет, поскольку прекрасно понимает: это не растранжиривание средств, а инвестиции в новые прибыли", – считает он.
По словам Ульянова, для чиновников разного уровня установлены гласные и негласные лимиты по закупке прессы. "Если деньги заложены – почему бы не выписать? Перейти на электронную подписку и объединить нескольких директоров департаментов, видимо, никому в голову не приходит. А чиновники самого высокого уровня вообще не задумываются о таких "мелочах"", – считает Ульянов.
Проверка публичных закупок вплоть до подписки на периодику и затрат на транспорт – признак чрезвычайно высокой культуры общественного контроля за бюджетными расходами, для современной России подобные вопросы пока не актуальны, констатирует Казанцев. "Едва ли журналы и газеты входят в число объёмных или подозрительных направлений расходования бюджетных средств. Закон "О контрактной системе" позволяет проводить эти расходы по упрощённой схеме, но в этих закупках потенциальный эфемерный эффект от конкуренции едва ли способен компенсировать хотя бы организационные затраты заказчика на организацию этой самой конкурентной закупки. Положительный эффект конкуренции проявляется совсем в других закупках и в других масштабах", – считает он.
"Скорее всего, усилением контроля здесь не поможешь, тем более он может оказаться еще дороже. Речь о безнаказанности и вседозволенности чиновников в целом, в развитой стране госслужащие просто не позволили бы себе такого, опасаясь огласки", – согласен Ульянов.
Нужно смотреть на объем закупок прессы в общем объеме закупок организации, добавляет генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов. "Мы занимаемся развитием производства в стране. Тысячные процента на прессу в принципе не должны волновать. Нужно смотреть на приобретаемое оборудование и его технологический уровень, помогать встроить в цифровую экосистему взаимодействия при изготовлении сложного изделия предприятия на всех уровнях кооперации. И в этом смысле конструкторская документация меня интересует много больше, чем любое печатное издание", – говорит он.
Читать первоисточник: Торг 94 (06.12.2017)