• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 11 декабря 2017
    Госдума может на полгода отсрочить требования к банкам по гарантиям при госзакупках

    Комитет Госдумы РФ по промышленной политике на заседании в четверг рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект, устанавливающий отсрочку сроком в 6 месяцев для вступления в силу норм о требованиях к банкам по предоставлению банковских гарантий участникам госзакупок.

    В случае принятия этих поправок требования к банкам, желающим выдавать банковские гарантии в рамках госзакупок, будут применяться не с 1 января 2018 года, а с 1 июля. Вслед за этим правительство РФ должно будет доработать и принять проект правительственного постановления об утверждении новых требований к банкам-гарантам.

    Планируется, что законопроект будет рассмотрен на заседании Госдумы 13 декабря.

    Осенью текущего года Минфин подготовил проект постановления правительства, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках. Основное нововведение - наличие у банка кредитного рейтинга, выставленного одним из двух российских рейтинговых агентств, на уровне не ниже "BBB-(RU)" или "ruBBB".

    При этом предполагалось, что эта норма вступит в силу с 1 января 2018 года - такая дата была определена законом "О контрактной системе" (44-ФЗ, соответствующая поправка принята летом текущего года).

    Впрочем, позднее заместитель министра финансов Алексей Моисеев заверил участников рынка, что в последней версии проекта постановления правительства РФ, которое должно утвердить новые требования к банкам-гарантам, срок вступления в силу определен в 6 месяцев с момента официального опубликования.

    Требование о наличии национального рейтинга многими участниками финансового рынка было воспринято негативно. "Проблема в том, что большинство российских банков прежде не работали с российскими рейтинговыми агентствами - получали кредитные рейтинги у международных агентств, - отмечал ранее уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. - Теперь же, обратившись в российские агентства, они не смогут сразу получить соответствующий кредитный рейтинг - они получат вначале самый низкий, который быстро, но не сразу, будет подниматься".

    По оценке М.Вышегородцева, с вступлением нового требования в силу с начала 2018 года почти 200 российских банков могут лишиться права предоставлять банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов при госзакупках.

    По оценке экспертов "Деловой России", в 2016 году банковские гарантии по госконтрактам предоставляли 66 банков. Из них 41 банк не соответствует новым требованиям. На их долю пришлось около 45% от общего числа выданных гарантий.

    Как сообщалось, правительство РФ и ЦБ последние два года в рамках реформы рейтинговой отрасли переводят регулирование на рейтинги по национальной шкале. Закон о деятельности рейтинговых агентств, принятый в июле 2015 года, устанавливал переходный период, в течение которого участники индустрии должны были аккредитоваться в Банке России. Для российских юрлиц срок истёк 13 января 2017 года, для международных агентств - 13 июля 2017 года. В результате в реестр ЦБ вошли только два из российских агентств - АКРА, созданное в 2015 году при поддержке ЦБ на фоне разворачивавшейся реформы регулирования, и "Эксперт РА".

    Иностранные агентства "большой тройки" приняли решение отозвать несколько сотен рейтингов по национальной шкале, ликвидировать (как Moody's) дочерние компании и продолжить работу в РФ в виде филиалов. С 13 июля 2017 года ЦБ и правительство перестали принимать их рейтинг в регулятивных целях. Однако далеко не все банки успели получить рейтинги по национальной шкале от аккредитованных агентств. Так, АКРА сейчас рейтингует 39 кредитных организаций, "Эксперт РА" - 117 банков.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ (07.12.2017)