Но купить их чиновники не смогут
На прошлой неделе Госдума отклонила законопроект, запрещающий чиновникам и компаниям с госучастием закупать и арендовать автомобили дороже 3 млн рублей. Исключение предлагалось сделать для легковых автомобилей, к которым предъявляются особые технические требования, связанные с целями их использования. Это не первая подобная инициатива властей, но в данном случае отказ от этого законопроекта оправдан, считают эксперты T94.
Борьба с закупками неоправданно дорогих машин за счет бюджета продолжается с переменным успехом. В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России. Изначально от 30 до 40% автомобиля должно было быть произведено в России, к 2018 году уровень локализации планировали увеличить до 60–70%.
В 2015 году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, запрещающее госслужащим покупать автомобили стоимостью свыше 2,5 млн рублей и смартфоны дороже 15 тысяч рублей. Для руководителей в ранге министра и замминистра ограничения на покупку автомобиля за госсчет составили 2,5 млн рублей, для руководителей подразделений ведомств – 1,5 млн рублей. Ограничения должны были заработать с 2016 года.
Законопроект, отклоненный Госдумой в прошлую среду, внесли еще в прошлом созыве депутаты от Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков и Ольга Тимофеева, но в итоге от него решили отказаться. Профильный комитет Госдумы пояснил, что "законопроект утратил свою актуальность, поскольку федеральный закон "О контрактной системе" предусматривает механизм нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг, позволяющий ограничить неоправданные закупки любой дорогостоящей продукции для государственных и муниципальных нужд".
В данном случае с отклонением законопроекта можно согласиться, говорят эксперты, опрошенные Т94. Это популистский проект, скорее всего, его внесли в Госдуму, чтобы перехватить информационный повод у тех общественных организаций, у которых в то время не было возможности озвучить свои критические замечания по закупочному законодательству, предполагает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
Предлагавшееся в законопроекте ограничение – это частный случай развивающегося нормирования в сфере закупок, поясняет руководитель Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский. Хорошо, что законодатель не стал устанавливать совсем универсальных решений на уровне закона, учитывая различные фактические потребности и закупочные ситуации, говорит он. "Начните производить в России достойные автомобили. Обеспечьте им качественный сервис со 100%ным страновым покрытием, и прекратите беспокоить законодателя", – категоричен генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов.
Проблема в том, что законопроект одновременно регулировал и госзакупки, и закупки госкомпаний, что говорит о непроработанности его концепции, указывает Казанцев. "Ограничение госзакупок вопросов не взывает, но юридические лица сами должны решать, что они могут покупать, а что нет. Если сомнительные закупки юрлиц происходят за бюджетные деньги, то это вопрос не к регулированию закупок, а к тому, кто выделил им эти деньги и не установил соответствующих ограничений на траты", – считает эксперт.
Сейчас проблема покупки предметов роскоши за госсчет стоит уже не так остро как раньше, но окончательно ликвидировать ее пока что не удалось. Для этого лучше работать сразу в двух направлениях. Нужно формировать нормативно-справочную информацию в сфере закупок (каталог продукции или каталог потребностей) и одновременно заботиться о нравственном воспитании сотрудников, чтобы они не завышали свои потребности и разумно подходили к формированию устанавливаемых требований, считает Сухадольский.
Профильный комитет Госдумы правильно напомнил о нормировании в контрактной системе, говорит Казанцев. "Приобретение дорогих автомобилей – это проблема госзакупок, но далеко не единственная. И именно нормирование предназначено для борьбы со всеми этими злоупотреблениями. Проблема лишь в том, что на уровне закона установлен сам механизм нормирования, а конкретные ограничения для заказчиков устанавливаются подзаконными нормативными актами – а они сейчас охватывают далеко не все закупки по правилам контрактной системы", – поясняет он. Неполный охват гозсакупок актами о нормировании вместе с правом заказчика самостоятельно определять потребность в той или иной закупке без привязки к её роскоши несет в себе чрезвычайно высокий риск нецелевого расходования бюджетных средств, заключает он.
Читать первоисточник: Торг 94 (12.12.2017)