• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 28 декабря 2017
    Татьяна Демидова отправила заказчиков к Федеральному собранию

    Многие заказчики помнят письма Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития, в которых ведомство обозначало свою позицию по вопросам применения положений Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Вместе с ответами на вопросы участников системы закупок, Минэкономразвития РФ в своих письмах регулярно напоминало, что Министерство экономического развития Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

    «Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.»

    Минфин России

    После передачи системы закупок в ведение Министерства финансов Российской Федерации, в части дачи министерством разъяснений по вопросам применения положений 44-ФЗ и 223-ФЗ и других связанных с ними нормативных правовых актов, в сущности ничего не изменилось, так как нынешний регулятор контрактной системы, как и предшественник не наделен правом на дачу официального разъяснения законодательства Российской Федерации.

    Судя по регулярно появляющимся в сети «Интернет» письмам Минфина, в которых Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы отвечает на вопросы, связанные с применением законодательства в сфере закупок, многие участники данной сферы не против получить хотя бы какие-то разъяснения.

    Однако, стоит понимать, что такие письма стоит воспринимать как некий вектор, но не правовой источник, на который можно опираться, например в судебном разбирательстве, так как юридически такой источник информации можно сравнить с разговорами на кухне.

    Разъяснение о разъяснениях

    Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2017 года №24-03-07/67791 дает фактически комплексный ответ на то, где можно заручиться официальными разъяснениями о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и нормативных правовых актов, связанных с применение данного закона.

    Давая ответ на животрепещущий вопрос, ведомство ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации о 17 ноября 1997 г. № 17-П, в котором указано, что: «Официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов».

    «Таким образом, разъяснение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации», - говорится в указанном выше письме Минфина.

    Кроме прочего в письме есть напоминание о том, что:

    • в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N 446 полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы в Минфин России;
    • согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, является Федеральное казначейство;
    • согласно пункту 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в том числе по разъяснению юридическим и физическим лицам вопросов, отнесенных к компетенции Службы.

    ЕИС

    Не преминули в Минфине и возможностью напомнить о том, что по вопросам, касающимся осуществления закупок, а также участия в них в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», можно обратиться в единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), задав свой вопрос оператору, позвонив на номер горячей линии информационной системы (8-495-811-03-33 и 8-800-333-81-11), а при необходимости получения письменного пояснения можно направить письмо на электронную почту по адресу helpdesk@zakupki.gov.ru.

    Упоминается и о том, что при ЕИС имеется форум, на котором для решения актуальных вопросов пользователей ведется обработка в режиме реального времени, а для поиска ответов на наиболее частые вопросы в ЕИС наличествуют разделы «Вопросы и ответы по 44-ФЗ» и «Вопросы и ответы по 223-ФЗ» (аналог F.A.Q. или ЧаВо), где можно найти нужную информацию без использования указанных выше способов.

    Особо пытливые умы смогут отыскать в ЕИС подраздел «Обучающие материалы» раздела «Документы», где как несложно догадаться, имеется информация, связанная с осуществлением закупок.

    Однако

    Однако, стоит заметить, что Минфин не открещивается от дачи ответов, на получаемые вопросы. Автор данной заметки делает такой вывод исходя из того, что в рассматриваемом письме наличествует отсылка к пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому гражданин имеет право направить письменное обращение в адрес государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица в соответствии с их компетенцией и такое обращение подвергается рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации.

    Читать первоисточник: Информационный портал закупок (27.12.2017)