ГУП Архангельской области «Фармация» стало единственным поставщиком лекарственных препаратов, медицинских изделий и продуктов питания и возьмет на себя их закупку, приемку, хранение, учет, отпуск и доставку, сосредоточив в своих руках все источники финансирования для таких закупок. Соответствующий закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан» принят на сессии областного Собрания депутатов. Между тем УФАС и региональная прокуратура предупредили, что реализация нового акта чревата нарушениями правовых норм.
Региональный Минздрав аргументировал придание «Фармации» функций единственного поставщика необходимостью «создать единую систему контроля за обеспечением жителей региона лекарствами, средствами для дезинфекции, продуктами питания и экстемпоральными лекарственными формами», избежать несвоевременных поставок благодаря упрощенным процедурам госзаказа, а также снизить цену на препараты за счет большего оборота. Фактический смысл изменений сводится к тому, что закупки через единственного поставщика будут проводиться не через закон о контрактной системе № 44-ФЗ, а по нормам закона о закупках № 223-ФЗ, при котором контроль за процедурами оказывается менее жестким.
Антимонопольщики Архангельской области критически высказались об инициативе руководства региона. В УФАС подчеркнули: «Нет ни одного документа, заключения, исследования, экономически обосновывающих, что по- старому жить нельзя, а переход на новые рельсы будет эффективен», так как механизм закупок не меняется и лишь передается в иные руки, а «сохранится ли возможность экономии в случае создания единственного поставщика – вопрос дискуссионный».
Кроме того, придание «Фармации» центральной роли может привести к нарушению Федерального закона «О защите конкуренции», который запрещает органам власти «необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; создание дискриминационных условий».
Прокуратура региона заявила, что образование единственного поставщика «не является необходимым и обязательным для органов государственной власти субъекта Российской Федерации», хотя и не выявила при этом незаконных действий.
Однако мнение антимонопольной службы и надзорного органа было проигнорировано.
Одновременно с принятием областного закона архангельская «Фармация» подписала протокол о закупке у единственного поставщика – ООО «ПрофитМед СПб» лекарственных препаратов, медицинских изделий, БАД, парфюмерных и косметических средств, а также иной продукции сразу на 490 млн руб. Закупка проводится единым лотом, без разбивки по категориям товара.
Никакого снижения стоимости товара в сравнении с начальной (максимальной) ценой не произошло.
Читать первоисточник: Фармацевтический вестник (16.02.2018)