• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 07 марта 2018
    Разъяснения особенностей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (ЧАСТЬ II)

    Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации уже высказывали свою позицию по вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства». В том письме были затронуты вопросы выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка проведения закрытого аукциона, размещения информации об осуществлении закупок в ЕИС и осуществления контроля размещенной информации и документов в ЕИС.

    В новом письме Минфин и ФАС, посвященном применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 1428, рассматривается вопрос осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Также в документе даны разъяснения по составлению и размещению в ЕИС отчета об объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНКО.

    Осуществление закупок у СМП и СОНКО

    Как известно нашему уважаемому читателю, в соответствии с положениями части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, притом объем таких закупок должен быть не менее чем 15% от совокупного годового объема.  

    По условиям данной статьи, такие закупки необходимо осуществлять путем:

    • проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (НМЦК не должна превышать 20 миллионов);
    • установления в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СПМ, СОНКО.

    Часть 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

    «1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

    1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

    2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи».

    Однако, в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, при определении объема закупок у СМП и СОНКО, не включаются закупки:

    • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    • услуг по предоставлению кредитов;
    • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
    • работ в области использования атомной энергии;
    • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    Кроме того, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства», заказчики указанные в приложении к данному постановлению, обязаны применять должны применять закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном для случаев, предусмотренных пунктом 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона (по выбору заказчика).

    Стоит учесть, что в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, положение о согласовании, предусмотренное частью 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ, не применяется.

    Перечень заказчиков, при осуществлении закупки которыми применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    «1. Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

    2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

    3. Служба внешней разведки Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия».

    «Таким образом, заказчики с учетом положений Постановления № 1428 вправе выбрать способ исключительно из следующих конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - а также вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ», - уточняется в письме.

    Учитывая изложенное выше, Минфин и ФАС приходят к выводу, что закупки, осуществляемые в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 1428, не включаются в объем закупок, предусмотренный частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

    Отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО

    Заказчики, в соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, по итогам года должны составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, размещать данный отчет в ЕИС.

    Часть 4 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ

    «4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций». 

     

    ! «Правила подготовки отчета, его размещения в ЕИС, а также форма указанного отчета и требования к заполнению отчета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238», - указывается в рассматриваемом письме.

    Тем временем, согласно пункту 2 постановления Правительства РФ № 1428, заказчики, обязанные соблюдать требования данного документа, не должны размещать в единой информационной системе в сфере закупок, информацию и документы размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ за исключением извещения об осуществлении закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.

    Статья 84 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ

    «2. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

    1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

    2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

    3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

    4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов».

    Однако, Минфин и ФАС уточняют, что несмотря на то, что постановлением Правительства № 1428 не предусмотрено размещение в ЕИС информации и документов о закупках (за указанным выше исключением), данное постановление не устанавливает особенностей, позволяющих не составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    То есть, заказчики, обязанные соблюдать требования постановления Правительства № 1428, по-прежнему должны составлять отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО, но при этом такой отчет не подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

    Само собой, ведомства не забыли представить вниманию читателя письма дисклеймер о том, что оно не является правовым актом и носит лишь информационный характер.

    Читать первоисточник: Информационный портал закупок (06.03.2018)