• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 10 апреля 2018
    Чужие здесь не ходят

    Новые законодательные нормы оградят систему госзакупок от нечистоплотных подрядчиков.

    На пленарном заседании 10 апреля Госдума рассмотрит во втором чтении правительственный законопроект, позволяющий контрактной системе государственных закупок очиститься от недобросовестных участников и сэкономить средства федерального бюджета.

    От Госплана к госзакупкам

    Государственные закупки в Россию пришли на смену советской плановой системе снабжения, когда материально-техническим обеспечением всех организаций и учреждений занимался Госснаб. В рыночных условиях без идеологической назидательности такой подход изначально был обречен стать коррумпированным, поэтому и была создана система госзакупок. В рамках этой системы органы власти бюджетные учреждения и организации должны были получать свой заказ по более выгодной цене и лучшего качества. Однако при всей рыночной направленности система грешила недостатками.

    Эксперты убеждены, что в 90-х и нулевых лишь незначительная часть госзакупок размещалась исходя из государственных интересов. Чиновники зачастую пользовались законодательной неопределенностью, привлекая к торгам аффилированные фирмы и получая от них те самые откаты.

    В 2005 году кормушка закрылась: систему размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд стал регламентировать отдельный Федеральный закон №94 (94-ФЗ). Это был значительный шаг вперёд. Закон позволил упорядочить процедуры выбора поставщиков, запустить систему электронных торгов через Интернет, предоставил доступ к рынку госуслуг среднему и малому бизнесу, а также обеспечил контроль над закупками со стороны Федеральной антимонопольной службы.

    Однако и это нововведение не смогло уберечь бюджетные средства от нерационального использования и отвадить от участия в закупках демпингующие организации, как правило, срывающие выполнение контрактов. К тому же закон не предусматривал ответственности заказчиков за результат.

    В 2014 году ситуация кардинально изменилась: 94-ФЗ утратил силу. На смену ему пришёл более зрелый и отвечающий требованиям времени Федеральный закон №44 (44-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отныне все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) стали размещаться в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков.

    Потеря репутации не пугает

    До революции купцам — претендентам на госпоставки, а уж тем более на статус поставщика Императорского двора, приходилось годами доказывать свою деловую безупречность. Нынче репутационными потерями никого не напугать. Закрыли одну фирму, открыли другую. Дел - на копейку. Эксперты увязывают проблему недобросовестных поставщиков с основным критерием победы в торгах - ценой. Сегодня снижение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) нередко доходит до 50 процентов, а существующие антидемпинговые меры не в полной мере защищают заказчиков от сомнительных поставщиков, которые за бюджетные деньги предоставляют низкокачественные товары и услуги.

    Но в большей степени тревожат фирмы, которые вообще не выполняют контракты. Снизив цену до себестоимости и выиграв конкурс, они испаряются, срывая сроки реализации региональных программ и крупных инфраструктурных проектов.

    По мнению первого зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексея Майорова, наличие реестра недобросовестных поставщиков-нарушителей никак не дисциплинирует, так как в нём представлены фирмы, «а надо бы наказывать непосредственно их руководителей». Для более успешного воздействия на такие компании сенатор предлагает применять меры административного воздействия к владельцам бизнеса.

     

    «Законодательные изменения крайне необходимы, потому что недобросовестные игроки на этом рынке зачастую ломают всю схему торгов, а самое главное — реализацию самого госконтракта. Таким образом, они подставляют как организаторов, так и непосредственно заказчиков», - пояснил он.

    Неисполнение контрактов поставщиками, отмечает законодатель, приводит к тому, что в первую очередь спрашивают с руководителей тех организаций, в пользу которых был разыгран конкурс.

    «Возьмём больницу. Провели конкурс на уровне департамента здравоохранения. Фирма выиграла его, но не исполнила контракт. А с главврача спрашивают: почему не убирается своевременно территория, почему препараты не закупаются? В итоге должностные лица несут административную, а бывает, и уголовную ответственность. Притом что, в общем-то, не виноваты. А недобросовестные фирмы никакой ответственности не несут. И этому нужно положить конец», — заключил сенатор.

    Недобросовестных — за дверь

    Ситуация зашла так далеко, что Правительство, дабы отсечь от участия в торгах откровенных проходимцев, вынуждено было разработать специальный законопроект, уже принятый Госдумой в первом чтении. Согласно ему, участник закупки, предложивший цену контракта на 25 процентов и более ниже начальной, обязан предоставить документы, подтверждающие возможность выполнения контракта по предложенной цене с надлежащим качеством.

    Согласно действующему закону, такой участник закупки предоставляет заказчику наряду с соответствующими документами также обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара. Но разработчики признают, что применяемая норма имеет недостатки. В частности, в ней не определены критерии принятия заказчиком решения о возможности участника закупки исполнить контракт и неясны последствия признания невозможности исполнения контракта участником закупки.

    Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев убеждён, что правительственный законопроект поможет не только отсечь нечистоплотных подрядчиков, но и сэкономить бюджетные деньги.

    При этом он предлагает включить в проект закона при рассмотрении во втором чтении ещё один действенный механизм отсечения сомнительных участников торгов. В случае значительного снижения цены от ранее заявленной, считает парламентарий, нужно обращать внимание на наличие у поставщика собственной производственной базы. Благодаря такому подходу можно существенно снизить риски срыва торгов и, соответственно, сэкономить бюджетные деньги.

    «Очень часто проходят срывы торгов из-за того, что нечистоплотный участник демпингует, а затем, не имея возможности соблюсти условия контракта, особенно если это не производитель, а поставщик каких-нибудь комплектующих или услуг и работ, просто отказывается от выполнения взятых обязательств. Считаю, что в этом случае необходим набор дополнительных подтверждений решимости выполнить контракт», — резюмировал депутат.

    Читать первоисточник: Парламентская газета (10.04.2018)