Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства «О Центре компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – оно опубликовано на портале для общественных обсуждений.
Напомним, Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ создан в соответствии с поручением президента РФ № Пр-1005 от 25 мая 2016 года.
На момент создания центра перед ним стояли организационные, методические, технологические задачи, а также аналитика и мониторинг в сфере импортозамещения, которые к настоящему времени должны быть уточнены. Проект постановления направлен на определение порядка взаимодействия государственных органов и Центра компетенций.
Функции Центра компетенций в соответствии с проектом постановления правительства
Проект постановления правительства предписывает Центру компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ исполнение следующих функций:
- подготовка и представление в уполномоченные органы государственной власти предложений по реализации государственной политики импортозамещения в сфере ИКТ, выявление и анализ факторов и барьеров, препятствующих импортозамещению в сфере ИКТ, и представление в указанные органы предложений по их устранению;
- обеспечение методологической и экспертной поддержки органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, акционерных обществ с государственным участием, организаций и учреждений, институтов развития по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ;
- осуществление независимого мониторинга уровня использования российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием, а также мониторинга реализации принятых нормативными правовыми актами решений по переходу на использование российских ИКТ в системе государственного управления и в акционерных обществах с государственным участием;
- подготовка предложений по разработке и реализации образовательных программ и проектов обучения государственных служащих и иных лиц, направленных на обучение использованию российских ИКТ;
- проведение оценки в части вопросов импортозамещения в сфере ИКТ в отношении проектов документов стратегического планирования, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, в том числе проектов государственных, федеральных целевых программ и проектов, предусматривающих разработку и применение программного обеспечения, средств вычислительной техники, систем обработки и хранения данных, телекоммуникационного оборудования и иных отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, а также планов перехода на использование российских ИКТ (за исключением документов, сведения о которых отнесены к государственной тайне), формируемых государственными органами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- подготовка заключений, содержащих оценку обоснованности отказа органов государственной власти от закупки отечественного программного обеспечения, в том числе обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
- подготовка предложений по вопросам импортозамещения в сфере ИКТ в отношении документов и информационно-аналитических материалов, представляемых на рассмотрение в Центр компетенций органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, а также акционерными обществами с государственным участием;
- анализ закупок ИКТ в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок ИКТ, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы закупок отдельными видами юридических лиц. Подготовка и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти заключений, содержащих сведения о нарушениях при проведении указанных закупок законодательства Российской Федерации о закупках, законодательства, устанавливающего запрет (ограничения) на допуск товаров, работ (услуг) в сфере ИКТ, происходящих из иностранных государств, а также законодательства, устанавливающего приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
- организация возможности тестирования отечественной продукции и решений в сфере ИКТ в целях обеспечения проверки их функциональных возможностей, совместимости между собой и с различными аппаратными решениями;
- обеспечение проведения независимой оценки и согласование планов осуществления мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, подготовленных акционерными обществами с государственным участием, включенными в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, в том числе подготовленных дочерними организациями, в уставных капиталах которых суммарная доля прямого и (или) косвенного участия указанных акционерных обществ превышает 50%.
Последняя функция, касающаяся участия Центра компетенций в согласовании планов импортзамещения в госкомпаниях, означает влияние Центра на сферу, охватывающую, по недавней оценке, 70% российского IT-рынка.
В соответствии с поручением президента проект постановления оговаривает, что решения Центра компетенций должны приниматься «исходя из принципа независимости …от субъектов предпринимательской деятельности в сфере ИКТ и отраслевых органов государственной власти».
Проект постановления увязывает задачи Центра компетенций с программой "Цифровая экономика" в соответствии с которой Центр компетенций участвует в решении задачи «Обеспечить технологическую независимость и безопасность функционирования аппаратных средств и инфраструктуры обработки данных».
Теперь Центр компетенций в соответствии с проектом постановления также наделяется ролью Экспертной организации по импортозамещению, предусмотренной постановлением правительства от 28 августа 2017 года № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Финансовое обеспечение деятельности Центра компетенций осуществляется за счёт собственных средств организации, имущественных взносов Российской Федерации, а также за счёт бюджетных ассигнований, решения о которых будут приниматься при формировании проекта федерального бюджета.
Читать первоисточник: Экспертный центр электронного государства (03.05.2018)