Карта убитых дорог» провели мониторинг качества дорог в региональных центрах, проанализировав более 800 закупок по ремонту, реконструкции и строительству. В общей сложности были проверены аукционы на сумму 43 млрд 527 млн рублей. Была выявлена закономерность: при сильном снижении цены страдает качество дорог в городе.
В каждом региональном центре эксперты проверили 10 рандомных закупок, объявленных в 2012-2018 гг.
Лидером по снижению начальной цены контрактов стал город Красногорск Московской области. Здесь по 10 закупкам в целом произошло снижение цены на 25,4%. На втором месте – Анадырь, здесь этот показатель составил 20,7%. Затем идет Биробиджан, где начальную цену в 10 аукционах снизили в целом на 13,4%. В Мурманске снижение начальной цены составило почти 12%. На 11,5% произошло уменьшение в Ярославле, на 11,2% – в Саратове. Также понижение начальной цены контрактов более чем на 10% зафиксировано в Пскове – почти 10,5%.
Как отмечают эксперты ОНФ, качество дорог в тех городах, в которых на закупках сильно снижали минимальную цену контракта, оставляет желать лучшего. Эти города расположились во второй половине дорожного рейтинга ОНФ: Красногорск – 58-е место, Биробиджан – 64-е, Мурманск – 83-е, Ярославль – 42-е, Саратов – 96-е. Выделяется только Псков, который с общим понижением цены контрактов на 10,5% в общем дорожном рейтинге занимает 28-е место.
«Получается, снизив цену, например, на четверть, очень сложно обеспечить качество материалов и работ, а значит, долговечность дороги, – отметил координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев. – Так, в Мурманске и Красногорске на всех осмотренных гарантийных дорогах были выявлены дефекты. А в Биробиджане, где чиновники, единственные в стране проигнорировали «Дорожную инспекцию ОНФ», на гарантийных дорогах вообще было сложно найти следы ремонта».
При этом если говорить о рублевом эквиваленте, то как отметили эксперты, в Саратове понижение составило почти 160 млн руб. 125 млн руб. удалось сэкономить в Хабаровске, почти 84 млн руб. – в Ульяновске. В Ижевске суммы 10 контрактов в общей сложности были снижены на 77 млн руб., в Мурманске – на 67,5 млн руб. В десятку лучших городов по этому показателю входят также Самара (52 млн руб.), Киров (49 млн руб.), Псков (48,5 млн руб.), Тюмень (44,6 млн руб.) и Нижний Новгород (43,5 млн руб.).
Мониторинг показал, что чаще всего начальная цена контракта снижалась минимально. В 16 городах зафиксировано понижение цены на 0-0,1%, в 12 городах – на 0,1-0,5%, в 13 городах – на 0,5-1,5%, в 24 городах – на 1,5-5%, в 12 городах – на 5-10%, в 7 городах – на 10-25%.
Лучшие дороги зафиксированы в городах, где было отмечено минимальное понижение – от 0,01 до 0,5%. Девять городов из этой группы занимают верхние строчки рейтинга ОНФ по качеству дорог, составленного по итогам дорожной инспекции 2017 года. Майкоп занимает в этом рейтинге 2-е место, Белгород – 3-е, Магнитогорск – 4-е, Казань – 5-е, Калининград – 10-е, Сургут – 13-е, Благовещенск – 18-е, Ставрополь – 21-е, Абакан – 20-е. В Тюмени, лидере дорожного рейтинга, среднее понижение начальной цены контрактов составляет 2,2%.
В ряде городов по итогам электронных аукционов снижения начальной цены контракта вообще не было. Так, этот показатель составил 0% в Элисте, Кургане, Кызыле, Вологде, Грозном, Горно-Алтайске. При этом качество дорог здесь можно охарактеризовать как среднее: Элиста занимает 66-е место в дорожном рейтинге городов Народного фронта, составленного осенью 2017 г., Курган – 51-е место, Горно-Алтайск – 48-е, Грозный – 37-е, Вологда – 36-е, наиболее высокую позицию в этом ряду занимает Кызыл – 26-е место.
«По результатам мониторинга мы выявили закономерность: чем больше снижается минимальная цена контракта, тем, как правило, хуже качество дорог в городе, – подчеркнул Александр Васильев. – И наоборот, там, где цену контракта снижали незначительно, дороги оказывались в лучшем состоянии. При ремонте дорог можно безболезненно достичь экономии 10-15% при соблюдении действующих стандартов и при применении современной дорожной техники. При большем снижении цены качественный ремонт провести невозможно, подрядчик будет вынужден заменить материалы на менее качественные или же уменьшить толщину слоя дорожного покрытия, что является преступлением. Необходимо обратить внимание на закупки по дорожным контрактам и выяснить, за счет чего достигается снижение цены».
Читать первоисточник: ОНФ (29.06.2018)