Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, должны до 1 января 2019 г. привести свои положения о закупке в соответствие с требованиями Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Как это сделать, вы узнаете из статьи Е.А. Пластининой и В.Г. Абрамова «Положение о закупках 2.0: новые возможности и ограничения». Авторы освещают важнейшие вопросы, которые должны быть раскрыты в обновленном положении о закупке: порядок осуществления конкурентных способов закупок, описание предмета конкурентной закупки, конкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, регламентация неконкурентных закупок.
На первый взгляд, правила отмены конкурентных закупок (ст. 36 Закона № 44-ФЗ) не должны вызывать сложностей у закупщиков. Однако правоприменительная практика показывает, что заказчики довольно часто отменяют закупки по истечении регламентированных сроков. Такие действия обосновываются «обстоятельствами непреодолимой силы», которые в действительности не могут быть признаны таковыми в соответствии с гражданским законодательством. Помимо обзора правоприменительной практики, статья О.Ю. Гурина и А.А. Романенко «Закупочный стоп-кран: что нужно знать об отмене закупки» содержит рекомендации заказчикам, которые столкнулись с необходимостью «ликвидировать» закупку, когда установленный законом срок для ее отмены уже прошел.
В статье «Применение методик риск-менеджмента в закупочной деятельности (практикум)» О.Л. Лобанова предлагает заказчикам рассматривать нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок как неизбежность. С этой точки зрения, различные нарушения представляют собой риски, которые варьируются по вероятности наступления и степени тяжести последствий. Этими рисками можно и нужно управлять. Для начала составляется «топ-10» нарушений, допускаемых конкретным заказчиком, после чего разрабатывается система их профилактики. Одни из самых эффективных инструментов – это чек-лист. В качестве примера автор приводит чек-лист, который можно использовать при составлении описания объекта закупки («технического задания»).
С 01.01.2018 результаты определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов появились в Государственном реестре лекарственных средств. Однако использовать эти результаты в практической деятельности оказалось затруднительно из-за их чрезмерной обобщенности. В статье «Взаимозаменяемость лекарственных препаратов» Г.А. Александров детально разбирает понятие взаимозаменяемости, а также многообразные аспекты его практического применения при закупках лекарственных препаратов.
Многие закупщики считают, что, в отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ дает заказчику полную свободу усмотрения при определении требований, предъявляемых к участникам конкурентных закупок. Однако правоприменительная практика показывает, что у этой свободы есть пределы. В статье «Требования к участникам закупки по Закону № 223-ФЗ» Е.В. Баланцев формулирует своего рода «требования к требованиям». В частности, требования к участникам закупок должны быть измеряемыми, недискриминирующими, обусловленными существом проводимой закупки и не приводящими к необоснованному ограничению конкуренции. Заказчикам, которые ориентированы на бесконфликтные закупки, стоит учитывать эти принципы при разработке закупочной документации.
Д.В. Исютин-Федотков представляет заметку «Об ответственности экспертов в государственных закупках». Предметом заметки стал очередной законопроект, предусматривающий поправки в Уголовный кодекс РФ. Автор показывает, какие проблемы возникнут на практике, если предлагаемые законотворцами формулировки обретут силу закона.
Что самое сложное в закупках? Конечно же, разработка описания объекта закупки («технического задания»). Именно на этой стадии заказчики допускают больше всего ошибок. И это совсем не обязательно результат сознательного стремления заказчиков к необоснованному ограничению конкуренции – сплошь и рядом встречается банальная непродуманность. Проанализировав обширную судебную практику, О.Ю. Гурин сформулировал 15 советов по составлению технического задания». Следуя им, вы сможете составить техническое задание и инструкцию по заполнению заявки, которые можно будет назвать адекватными. Это значит, что потенциальные участники ваших закупок не будут выказывать недоумения по поводу того, чего именно вы хотите.
Номер завершают «Ответы на вопросы читателей и пользователей электронной информационной системы «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ», которые подготовила О.Е. Никитина. Упор сделан на вопросы, возникающие при применении «первоиюльских» изменений в Законе № 44-ФЗ.