- Главная новость ноября — это замена приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н. К. В. Кузнецов проанализировал внутреннее устройство нового механизма предоставления преимуществ поставщикам евразийской продукции в статье «Импортозамещение в контрактной системе: “король умер… да здравствует король!”. Приказ № 126н». Основной принцип действия Приказа № 126н такой же, как у предшественника, однако в многом другом нормативные акты существенно различаются. Некоторые нюансы не вполне очевидны, и именно на них заказчикам и участникам закупок следует обратить особое внимание.
- Каждый закупщик боится допустить нарушения, за совершение которые предусмотрены санкции КоАП РФ. Но иногда в сфере закупок происходят вещи, которые влекут ответственность похуже административной: ответственность уголовную. К сожалению, ежегодно возбуждаются тысячи уголовных дел и выносятся сотни обвинительных приговоров. Преступления совершаются заказчиками, работающими по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, участниками закупок и даже сотрудниками контрольных органов. Между тем, в профессиональной периодике уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок уделяется незаслуженно мало внимания. Д. В. Исютин-Федотков исправляет это, представляя вашему вниманию «Обзор некоторых способов совершения преступлений в сфере публичных закупок».
- Изначально для подготовки корректного технического задания достаточно было простого соблюдения требований ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Но с 2015 года стало необходимым учитывать еще и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, установленные в рамках нормирования закупок (ст. 19 Закона № 44-ФЗ). А в 2018 году в закупочный обиход вошло и еще одно новшество — Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ). Большинство позиций КТРУ содержат описание объекта закупки, подлежащее обязательному использованию. Можно, конечно, включать в техническое задание дополнительную информацию, но для этого необходимо убедительное обоснование. Какое обоснование считать убедительным, а какое — нет? Правоприменительная практика дает на этот вопрос первые ответы. Их анализ вы найдете в статье О. Л. Лобановой «Каталог товаров, работ, услуг, закупочные нормативы и описание объекта закупки».
- Пожалуй, услуги ОСАГО — один из наиболее специфических объектов закупки. НМЦК в этом случае определяется тарифным методом по формуле с большим количеством множителей, в качестве способа закупки лучше всего выбирать открытый конкурс (с 1 января – в электронной форме), к участникам закупок предъявляются особые требования, а в проект контракта вносятся существенные условия, предусмотренные специальным законодательством. Об этом и многом другом подробно рассказывается в статье Е. А. Лукояновой «Как закупать услуги ОСАГО».
- В закупках по Закону № 223-ФЗ есть возможность участвовать коллективно. При этом порядок участия в закупке коллективного участника законодательно не определен, так что требования к договору о коллективном участии придется разработать заказчику. На этом пути его ожидают немало подводных камней. Как их избежать, вы узнаете из статьи Е. А. Пластининой и В. Г. Абрамова «Один за всех и все за одного: особенности статуса коллективного участника в корпоративных закупках».
- Подготовка технического задания — это процесс, который никогда нельзя будет до конца регламентировать: слишком многообразны объекты закупки, слишком разные потребности у заказчиков. Поэтому на многие вопросы может ответить лишь правоприменительная практика. Но что делать, если она противоречива или вообще еще не сложилась? В этом случае стоит ориентироваться на принципы контрактной системы: открытость, прозрачность, обеспечение конкуренции, эффективность. Г. А. Александров показывает, как работают эти принципы, на примере закупок медицинских изделий в статье «Принципы подготовки технического задания на медицинские изделия».
- Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Но если для договоров поставки и подряда таких оснований ГК РФ предусматривает в избытке, то договору возмездного оказания услуг, если можно так выразиться, «не повезло». Гл. 39 ГК РФ предоставляет в распоряжение заказчика только ст. 782, которая не ставит односторонний отказ в зависимость от нарушений, допущенных исполнителем. Спасает ситуацию ст. 783, которая позволяет пользоваться основаниями, предусмотренными для одностороннего отказа от исполнения договора подряда. Как это делается, показано в статье Ю. Н. Шаховой и А. А. Романенко «Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта на оказание услуг».
Номер завершается ответами на самые интересные из вопросов, которые поступили от читателей и пользователей ЭИС «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ». Ответы подготовила для вас О. Е. Никитина.