В госзакупках и закупках госкомпаний РФ принимают участие около 28% субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), следует из результатов исследования агентства Magram Market Research.
"Согласно данным исследования, доля компаний, принимающих участие в госзакупках, постепенно растет: составляя в 2015 году 24%, она несколько снизилась в 2016 (16%), но в 2017 начала расти и в 2018 году достигла 28%", - говорится в сообщении Magram Market Research.
При этом исследователи утверждают, что доверие малого бизнеса к таким закупкам значительно выросло - в 2015 году около 30% субъектов МСП считали, что госзакупки проходят в честном конкурентном отборе, в 2018 такого мнения придерживаются 43% малых предприятий. В то же время доля субъектов МСП, считающих госзакупки полностью фальсифицированными, в 2018 году сократилась до 10% с 22% в 2015 году. Однако почти не изменилось число субъектов МСП, полагающих, что в закупочных процедурах присутствуют нарушения (28% в 2018 году против 31% в 2015 году).
К основным нарушениям при проведении закупочных процедур компании и предприятия отнесли, в частности, избыточные технические требования заказчика (41%), участие в закупках компаний, аффилированных с заказчиком (34%), установление неисполнимых сроков выполнения заказа (30%).
В материалах исследования отмечается также, что к числу основных причин, по которым субъекты МСП не принимают участие в госзакупках, отнесены "заточеность" закупок под конкретного подрядчика (24%), низкий уровень маржинальности госзакупок из-за высокой ценовой конкуренции (18%), слишком сложный процесс подготовки закупочной документации (17%), необходимость оплаты обеспечения заявки на участие в закупке (11%) и т.п.
Еще 19% субъектам МСП госзакупки оказались просто не интересны.
В сообщении Magram отмечается, что это исследование проводилось в рамках составления Индекса RSBI (ежеквартальный мониторинг бизнес-настроений компаний МСБ). Исследование проводилось по результатам опроса владельцев и топ-менеджеров 2,5 тыс. российских компаний и предприятий из 24 регионов РФ.
С 2015 года в РФ действует АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" ("Корпорация МСП"), которая должна заниматься вопросами поддержки субъектов МСП, а также мониторингом и контролем закупок госкомпаний у малых и средних предприятий.
По действующей редакции закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 18% годового стоимостного объема договоров (т.е. с учетом привлечения МСП в качестве субподрядчиков). При этом общий годовой стоимостной объем контрактов, заключенных заказчиками с субъектами МСП, должен составлять не менее 15%.
Правительство РФ планирует к 2020 году увеличить долю госзакупок только у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в два раза, до 31% (15,4% в 2017 году), следует из плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики. Аналогичный показатель "дорожная карта" содержит и для закупок госкомпаний. Для них установлен целевой показатель 18%. В прошлом году доля закупок госкомпаний только у субъектов МСП составляла 11,2%.
По данным Минфина РФ, в 2017 году с субъектами МСП и СОНО был заключен 1,3 млн контрактов на общую сумму 974,5 млрд рублей (15,4% от общего объема госзакупок). Объем закупок госкомпаний у субъектов МСП в прошлом году составил 2,4 трлн рублей. Большая часть таких закупок (на 2 трлн рублей) пришлась на долю 420 крупнейших госкомпаний.
Читать первоисточник: PROZAKUPKI.INTERFAX (29.11.2018).