После принятия на прошлой неделе Госдумой во втором, основном чтении законопроекта о нормах, регулирующих маркировку товаров с 1 января, риски отсрочки ее введения существенно снизились. На этой неделе правительство может утвердить правила введения с 2020 года обязательной маркировки лекарств и порядок работы существующей информсистемы их отслеживания. Для легальных поставщиков введение маркировки почти автоматически расширяет рыночные доли, но разрушает неофициальные сети договоренностей на рынке. Декабрьские решения возвращают проект к первоначальному графику.
Госдума в четверг, 12 декабря, приняла во втором, основном чтении законопроект, создающий постоянную правовую базу для обязательной маркировки товаров и функционирования информсистем по отслеживанию их движения. На прошлой неделе проект обсуждался и на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева; по данным “Ъ”, ряд совещаний, связанных с системой, назначен на эту неделю. Напомним, ранее принятие законопроекта ожидалось весной-летом 2018 года, до второго чтения две отраслевых фармассоциации, AIPM и Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП), лоббировали дальнейший перенос второго чтения законопроекта, ссылаясь на якобы существующие технические сложности, связанные с криптографией (хотя в системе уже более 10 тыс. участников рынка), и на возможное удорожание лекарств (по оценке ФАС, стоимость для производителя маркировки упаковки лекарств, 0,5 руб., не приведет к росту цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). 6 декабря Дмитрий Медведев комментировал маркировку фармсредств в итоговом интервью телеканалам, пояснив, что ряд поставщиков и производителей лекарств «накачивают» проблему, которой нет.
Напомним, фармсредства — один из 12 видов товаров, которые будут маркироваться с 2019 года. Ранее эксперимент ФНС по маркировке RFID-метками меховых изделий с 2015 года продемонстрировал очень высокую эффективность маркировки для «обеления» рынка (легальные обороты выросли в 13 раз менее чем за полгода), маркировка табачных изделий с 2018 года — видимо, основной фактор, ограничивающий рост оборота контрафактного и контрабандного табака в РФ, как и экспериментальная маркировка обуви. Принятие законопроекта в 2019 году позволит в 2019–2020 годах запустить маркировку на нескольких рынках одновременно вне экспериментальных режимов — на постоянной основе. С 1 ноября функции оператора системы мониторинга движения лекарств перешли от ФНС к ООО «Оператор ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий — совместный проект холдинга ЮСМ через компанию «ЮэСэМ Технологии», 50%, госкорпорации «Ростех» через концерн «Автоматика», 25%, и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого, 25%) — предполагается, что ЦРПТ будет оператором системы контроля фармрынка (обязательная маркировка — с 2020 года) и единой системы маркировки.
Для легальных производителей и поставщиков на всех рынках, в том числе крайне важном лекарственном, введение обязательной маркировки автоматически расширяет доли рынка за счет вывода с него контрафактного, контрабандного и не соответствующего условиям контрактов товара. Этот принцип един для введения систем цифрового контроля на всех рынках — его, в частности, на прошлой неделе заявлял мэр Москвы Сергей Собянин (см. “Ъ” от 12 декабря), это основная идеологема ФНС — обеление рынка крайне выгодно его легальной части. Впрочем, как показывает практика, в первую очередь поставщики с низким горизонтом планирования опасаются разрушения неформальных, в том числе коррупционных, связей на рынке, наработанных за годы: перестройка рынка из «серого» состояния в прозрачное в среднесрочной перспективе усиливает конкуренцию.
Снятие вопроса о том, будет ли проект общей маркировки реализовываться позже заявленного исходно графика, весьма важно. Подтверждение правительством действующего графика оставляет неизменной инвестируемую частным оператором схему частно-государственного партнерства в этой сфере, что гарантирует сохранение низкой стоимости «сплошной» маркировки для рынков. Кроме того, оно сохраняет лидерство РФ в этой сфере: пока к цифровой маркировке, которая будет работать в синергии с системой онлайн-касс ФНС, не подошла вплотную ни одна страна мира.
Читать первоисточник: Коммерсант (17.12.2018)