• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 29 января 2019
    Минфин ищет злоупотребления в торгах госзаказом

    Участники рынка опасаются, что новые проверки переживут не все

    Попытка Минфина расширить контрольные полномочия на рынке госзакупок вызвала возражения Минюста и операторов госзаказа. Намерение регулятора проверить, как электронные торговые площадки соблюдают новые требования, вызвало споры: закон допускает такие проверки раз в год, а восемь работающих площадок прошли их только в сентябре. На рынке опасаются — новые проверки станут поводом для его передела в пользу крупнейших игроков. Запрет же Минфина на взаимодействие оставшихся и покинувших рынок операторов противоречит Гражданскому кодексу, говорят юристы. Минфин же настаивает на том, что должен бороться с нарушениями, а сокращать число допущенных к торговле госзаказом площадок не намерен.

    Минфин внес в Белый дом поправки к ряду постановлений правительства — до 1 марта регулятор вместе с ФАС намерен проверить восемь электронных торговых площадок (ЭТП), уже подтвердивших свое соответствие требованиям рынка госзакупок, на предмет соблюдения ими как старых, так и новых ограничений. Также Минфин хочет запретить операторам ЭТП работать на этом рынке «с привлечением третьих лиц». О каких конкретно лицах и действиях идет речь, документ не конкретизирует. Разработку Минфина уже раскритиковал Минюст, указав, что такие ограничения могут быть оформлены лишь поправками к закону, и отметив, что в пояснительной записке к проекту нет «аргументов в пользу необходимости данного ограничения».

    Опрошенные “Ъ” участники рынка и эксперты обеспокоены планами министерства устроить новые проверки: они уже подтвердили свою способность работать по новым правилам в сентябре 2018 года и опасаются, что на деле в результате проверок им придется уйти с рынка, уступив свои доли крупнейшим игрокам. Запрет же на привлечение третьих лиц как минимум требует уточнения: площадки в своей работе взаимодействуют, например, с интернет-провайдерами, внутренними и внешними закупочными системами заказчиков, банками, удостоверяющими центрами и т. д., говорят операторы.

    В Минфине пояснили, что не планируют сокращать число ЭТП и хотят только проверить соответствие операторов требованиям постановления правительства №656, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в том числе к информбезопасности. По версии курирующего закупки заместителя главы ФАС Михаила Евраева (назначен в конце 2018 года), «при отборе изначально предполагалось, что проверки будут проходить в несколько этапов». Но в соглашении с операторами указано, что проверка проводится не чаще одного раза в год, то есть не раньше сентября 2019 года. «Соглашение между Минфином и операторами носит гражданско-правовой характер, по ст. 192 общей части Гражданского кодекса срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока»,— подтвердил “Ъ” управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

    Впрочем, проверки большинства площадок в конце сентября длились не более двух часов и были формальными, это подтвердили “Ъ” несколько операторов. Осенью в Минфин поступала масса жалоб на функционал отобранных площадок со стороны заказчиков торгов для малого бизнеса (больше всего на площадку ЕЭТП), но и эти проблемы уже сняты, подтвердил ее гендиректор Антон Емельянов.

    Предлагаемый же Минфином запрет на привлечение третьих лиц, по предположениям ЭТП, направлен на пресечение взаимодействия между прошедшими и не прошедшими отбор площадками: последние стали сдавать в аренду оставшимся на рынке оборудование, а также передавать им закупки своих клиентов по квоте на размещение госзаказа для малого бизнеса. Прямого запрета на это нет, говорят операторы, Минфин еще 2 октября 2018 года пытался установить его письмом, но эту попытку в ноябре заблокировал тот же Минюст, указав на необходимость принятия нормативного акта, проект которого и разработал Минфин. Пресс-служба ведомства объяснила запрет обязанностью оператора проводить закупочные процедуры без возможности их фальсификации при передаче иному оператору.

    Как поясняют в Минфине, нормами закона 223-ФЗ уже сейчас предусмотрена обязанность оператора электронной площадки «обеспечить проведение закупки с использованием только принадлежащих ему аппаратно-программных средств». Закрепление этого положения потребовалось для «недопущения нарушения указанного положения», уточнили в Минфине.

    Впрочем, и это спорный вопрос: по ст. 3.3 закона 223-ФЗ оператором считается лицо, «владеющее» аппаратно-программными средствами, «владение» ими предусмотрено и постановлением правительства №656 от 8 июня 2018 года. При этом «владение» в гражданском законодательстве возможно и на правах аренды, говорит Яков Геллер, директор Zakaz RF АО «АГЗ Татарстана» (одна из восьми площадок по 44-ФЗ, арендует аппаратно-программный комплекс у крупной, но не прошедшей отбор площадки b2b). «Если будет введено условие, что комплекс должен быть в собственности, мы выкупим его или разорвем договор аренды, но это будет означать изменение первоначальных условий»,— сказал глава Zakaz RF.

    Читать первоисточник: Коммерсант (28.01.2019)